«Попробуй продать мне эту ручку»
Долгое время маркетинговая стратегия вокруг Hi-Fi-аппаратуры строилась на улучшении технических характеристик. На этой волне родились и крепчали год от года виниловые директ-драйвы и транзисторные усилители с глубокой обратной связью. Для японских гигантов электроники это была золотая пора. Сыпать данными измерений было легко и приятно. С цифровой техникой, которая по этим показателям прыгнула вообще в другую галактику (ну, или наоборот, переместилась на молекулярный уровень в процентах искажений), привычная риторика встала в тупик. На панели проигрывателя Philips CD101 еще красовалась картинка с линейной АЧХ, но больше никто себе такого не позволял. Толку квохтать о частотном диапазоне, когда любой лазерный вертак у соседа без труда выдает заветные 20 Гц – 20 кГц? Поэтому акцент сместился на другие цифры, но уже обработки сигнала – битность, дискретность и т.п. Этот тренд действует и поныне вот уже без малого сорок лет.
Philips CD101: Кстати, в реальности АЧХ этого и других плееров с фильтром SAA7030 все-таки имела характерные колебания
Несмотря на то, из всей массы первых CD-проигрывателей меломаны, аудиофилы и рецензенты Hi-Fi-прессы меньше всего жаловались на аппараты, построенные на TDA1540, рынок требовал от Philips выпустить «настоящий 16-битный конвертер». Голландская компания с самого начала скептически оценивала шансы обеспечить линейность и точную отрисовку сигнала через ноль на младших отсчетах 16-битного кода. Таковы уж конструктивные особенности R-2R конвертеров, в которых порции тока формируются резисторами.
Каждый резистор в мультибитной лестнице должен ровно в два раза отличаться по номиналу от соседа
Поэтому при разработке спецификации лазерного компакт-диска Philips решили осторожно ограничиться 14 битами, что и было продемонстрировано в 1979 году на первых демонстрациях носителя аудио с бесконтактным считыванием. Затем под давлением Sony голландцы вынуждены были присоединиться к 16-битному формату
Эту историю все знают.
Лучше с умным потерять 2 бита, чем с дураком найти 32
В своем технофетишизме японские концерны электроники частенько были настроены на максимальные цифры какого-то одного параметра без учета собственно художественной задачи. Это стремление потом аукнулось много где.
В индустрии звукозаписи это привело к снятию «защиты от дурака», которой поневоле обладало аналоговое оборудование и носители. На магнитной мастер-ленте ты не мог бесконечно задирать ползунки эквалайзера, иначе вырастали шумы в миксе. На пластинке ты не мог бесконечно повышать громкость микса, иначе терялась устойчивость картриджа в канавке. А теперь все стало «можно».
Пострадала и красота и в других жанрах. Вам не приходило в голову, почему даже на уровне семейного архива больше эмоций и размышлений вызывают снимки, например, 1987/97-го, чем 2007/17-го годов? Промежутки времени одинаковые, а разница как между кино- и видеосъемкой.
Все это время производители цифровых камер соревновались между собой в стерильной четкости картинки, забив на фото- и киноархивы, на которых вообще-то была запечатлена вся история XX века. И даже кусок XIX-го. Эти люди нагоняли мегапиксели на крошечные CCD/CMOS матрицы вместо изучения квантования оптико-химических процессов в фотоэмульсии.
Поэтому даже в дорогих Pro-камерах матрица беспомощна перед пересветом, а сам RAW-снимок всегда нуждается в дальнейшей обработке, вроде грима на покойнике. Съемка на цифровую камеру утратила художественную выразительность. В итоге мы имеем кучу современных кинолент с белым небом и миллиарды унылых инстаграмов, на которые накладываются нелепейшие искажения, чтобы придать «пленочный вид». Но это уже другая история.
А тогда в начале 80-х Philips пришлось что-то предпринимать для избавления от клейма «недостающих 2 бит», которое работает и до сегодня в устах очередного глупца на аудиофоруме. Сначала удалось красиво обойти техническую задачу в виде цифрового фильтра SAA7030 с передискретизацией и специальным нойзшейпером. Таким образом, младшие два разряда из 16-и вычислялись математически в виде трех точек между отсчетами старшего порядка. Благодаря этому приему и системе динамического усреднения тока для резисторов (DEM) итоговая монотонность и другие характеристики TDA1540 превосходили 16-битные ЦАПы Sony и Burr-Brown, которые тупо майнили младшие биты «железным способом» с ожидаемо более высоким уровнем ошибок.
Но эти инженерные нюансы TDA1540 мало кого интересовали и тогда, и сейчас. Самая красивая идея принесет только убытки, если ваша риторика не очень убедительна для покупателя. Так что Philips немного покряхтели, да и принялись разрабатывать полный 16-битный конвертер, как у всех.
Прототип чипа TDA1541 с золотыми ножками и названием A/N3 (Anton Niko 3) был готов уже в 1984 году. Через пару лет TDA1541 вытеснил прежнюю разработку TDA1540, причем не только в собственных CD-проигрывателях, но и поставлялся другим производителям, включая партнеров/конкурентов Sony. С него и начнем.
Дизайн и управление
Раньше Yulong несказанно радовали тем, что использовали схожий дизайн для своих устройств, они были одного размера и поэтому отлично объединялись в удобный стек. Теперь в компании решили отойти от этой традиции и попробовать новый дизайн. Внешний вид ADA1 получился, безусловно, стильным, но вот с удобством уже есть вопросы. Корпус теперь сделан в виде цельного и практически монолитного параллелепипеда из достаточно толстого алюминия, что, безусловно, добавляет устройству массивности и солидности. Передняя панель сделана из стекла, тут расположен экран, три сенсорные кнопки управления и выход на наушники. Смотрится панель стильно, но немилосердно собирает пыль и отпечатки пальцев, поэтому вам придётся или часто её протирать, или смириться с неидеальным видом. Как и в случае с iPhone 7 Jet Black — это расплата за красоту. Сенсорные кнопки — второе немного странное решение, я уже как-то привык к удобнейшим крутилкам, которыми компания оснащала свои устройства в прошлом, что может быть удобней и интуитивней этого элемента управления? Теперь у нас осталось всего три кнопки, нажать которые не глядя очень сложно. Конечно, назвать это большой проблемой нельзя, но налицо некоторое ухудшение эргономики.
Экран в этом ЦАПе — одноцветный LED, причём Yulong выбрали для него красный цвет и сделали его достаточно неярким, видимо, чтобы не утомлять пользователя лишней яркостью. В реальности экран вполне читаем, хотя на фотографиях с выставленным светом почти ничего не видно. Экран двухстрочный, на него выводится выбранный источник сигнала, разрешение, цифровой фильтр и громкость. Тем же красным цветом подсвечиваются и кнопки. Через 20 секунд простоя ADA1 вообще отключает подсветку, чтобы не мешать пользователю.
Поскольку Wi-Fi — относительно свежая в ЦАПах возможность, вкратце расскажу, как этим пользоваться. Для начала надо включить Wi-Fi и нажимая Input выбрать его, ЦАП переключится в режим точки доступа, и вы сможете подключиться к его Wi-Fi-сети. После этого можно запустить утилиту для смартфона (для iPhone она есть в AppStore по запросу «Yulong», для Android вроде бы можно скачать с сайта компании, но я её там не нашёл) и перейти к настройкам. В утилите можно обновить прошивку, если компания выпустит обновления и сконфигурировать ADA1 для подключения к существующим Wi-Fi-сетям. После включения ADA1 в вашу сеть вы сможете подключиться к нему через DLNA или AirPlay и стримить туда музыку.
Задняя панель плеера заполнена разнообразными интерфейсами, на которые в компании не поскупились. К сожалению, в ADA1 нет линейного входа, поэтому использовать его в режиме усилителя не получится, но остальной «джентльменский набор» присутствует. Есть коаксиальный и оптический S/PDIF, USB-вход, а также AES/EBU. Из выходов есть обычная пара RCA и пара балансных XLR, по традиции к ним можно подключить наушники с балансным кабелем и слушать их, этот выход «обслуживает» буфер на OPA1632. Главное при этом — использовать кабель с правильной распиновкой (описана в инструкции). Также на задней панели размещается гнездо Wi-Fi-антенны, переключатель напряжения питания, разъём подключения сетевого шнура и выключатель.
Все остальные поверхности устройства абсолютно пусты, если не считать хороших по качеству резиновых ножек на нижней стороне.
Совместимость
В целом ЦАП очень хорош в плане совместимости с наушниками, маленький выходной импеданс усилителя в паре с аккуратной цифровой регулировкой громкости и низким шумом позволяют без проблем использовать его c IEM. На обратной стороне прямой — тугие изодинамы, с которыми тоже проблем не возникает (1,68 мВт — это не шутки).
Стилистически ADA1 тоже весьма универсален, тут главное — чтобы нравилась подобная подача. Конечно, любителям «аудиофильских» записей стоит подобрать более детальное устройство, так же как и ценителям ударных НЧ, я же с удовольствием слушал с этим ЦАПом практически любые записи. Отдельно хочу отметить, как хорошо ЦАПу удаются старые записи в классическом мастеринге: прогрессив и арт-рок, джаз и все, что было записано до расцвета цифровых носителей. К качеству записи этот комбайн умеренно критичен, баллов на 7 из 10, то есть, конечно, плохой уровень сведения вы услышите, но не настолько, чтобы это было невозможно слушать.
По традиции несколько треков в роли примера
iamthemorning — Too Many Years. Часто в погоне за кумирами мы перестаём замечать то, что находится близко. Так вот мимо моего внимания прошла питерская группа со сложным названием iamthemorning, получившая в этом году премию за лучший альбом от престижнейших Prog Magazine. Удивительное сочетание хрупкости и мелодизма, помноженное на приятные композиторские находки, даёт в сочетании альбом, к которому хочется постоянно возвращаться. Разумеется, подобная пластинка не может не радовать качеством записи, поэтому она ещё и превращается в праздник для слуха, особенно если в качестве сервировки выступают Yulong ADA1 и Kennerton Odin. И да, не могу не привести ссылку на Bandcamp проекта, это те музыканты, которых не стыдно поддержать.
Storm Corrosion — Ljudet Innan. И снова проект, который ускользнул в своё время от моего внимания. Что если взять Микаэля Окерфельдта из Opeth и добавить к нему Стивена «наше все» Вильсона? Получится проект Storm Corrosion, записавший альбом в 2012 году. Оба музыканта отошли от привычной стилистики и выпустили медитативный, спокойный альбом, наполненный чувством светлой меланхолии
Неважно, какое у вас настроение, после нескольких треков Storm Corrosion вы обязательно достигните равновесия с собой и окружающим миром. Конечно же, хороший источник типа героя сегодняшнего обзора — просто необходим для этого
From the Law Offices of… — Ready, Set, Sue. Ну и завершит сегодняшнюю подборку ещё один суперпроект с суперучастниками. Левин, Рудесс и Миннеманн, записывающие совместный альбом, это как Зевс, Аполлон и Арес, сошедшие с Олимпа для участия в битве на стороне своих почитателей. Я сейчас даже не буду рассказывать про нечеловеческий уровень этих музыкантов, тут все традиционно: Левин со стиком Чэпмена, Рудесс с любимым iPad и Миннеманн… просто с ударной установкой, не напрягаясь берут вершины, недоступные другим. На этом проекте они тоже решили отойти от привычных жанров и уйти в сторону космического звучания, характерного для начала 80-х. Получилось у них блистательно. Каждый трек с этого альбома можно прослушать раз 50, и в 51 все равно найти в нем что-то новое, особенно если вам поможет хороший ЦАП. Не думаю, что тут нужны дополнительные намёки.
Технические характеристики
- ЦАП: 2 × AK4490
- USB интерфейс: SA9227
- Wi-Fi-интерфейс: SA9800
- Усилитель: А класса на JFET-транзисторах
- Регулировка громкости: цифровая, 80 шагов
- Диапазон частот: 20 Гц – 30 кГц (-0,15 дБ)
- Общие гармонические искажения + шум: 0,00045%
- Соотношение сигнал/шум: -120 дБ
- Динамический диапазон: 119 дБ
- Разделение каналов: 120 дБ
- Уровень балансного выхода: 4.2V
- Мощность выхода на наушники: 90 мВт @ 600Ω, 180 мВт @ 300Ω, 360 мВт @ 150Ω, 1,68 Вт @ 32Ω
- Поддержка форматов по SPDIF/Optical/AES: PCM до 384 кГц/24 бит, DoP64, DoP128
- Поддержка форматов по USB: PCM до 384 кГц/32 бит, DoP до 128, Native DSD до 256
- Поддержка форматов по WiFi: PCM до 384 кГц, DSD до 128
- Потребление энергии: <30 Вт
- Размеры: 248 мм × 210 мм × 60 мм
- Вес: 2,8 кг
Холодная мощность в классе А
Усилитель Vanguard работает в классе А, лишь изредка переходя в класс АВ. Предварительный усилитель и усилитель мощности выполнены по полностью симметричной схеме с использованием дискретной элементной базы и технологии SMD-монтажа, что, по заявлению разработчиков, позволяет уменьшить пути прохождения сигнала, обеспечить большую плотность размещения компонентов на плате, а значит, сделать ее компактнее и надежнее по причине более равномерного распределения тепла.
Внутреннее пространство охлаждают два малошумных вентилятора, контролируемых термостатами.
Другая не менее значимая технология (она позволила радикально уменьшить габариты усилителя) — iBias, в основе которой лежит схема коррекции питания транзисторов в зависимости от поступающего сигнала. Билл МакКиган (Bill McKiegan), директор Krell, говорил, что iBias чем-то напоминает мощный спортивный автомобиль, который с одинаковым успехом может участвовать в гонках, мгновенно набирая колоссальную мощность в несколько сот лошадиных сил, так и не спеша перемещаться в спокойном городском движении.
Благодаря этой технологии удалось значительным образом повысить выходную мощность и сократить тепловые потери, а значит, отказаться от использования больших радиаторов. Помимо всего прочего, iBias позволяет избавиться даже от незначительного фона, нередко встречающегося среди усилителей А-класса.
Современные технологии позволили сделать усилитель предельно компактным и очень мощным
Основу акустической мускулатуры Krell Vanguard составляет массивный тороидальный трансформатор блока питания мощностью 750Вт и 80 000 мкФ рабочей емкости конденсаторов. Вырабатываемое с их помощью количество энергии позволяет обеспечить 200 Вт выходной мощности на канал при нагрузке 8 Ом и 400 Вт на канал при нагрузке в 4 Ом, что превосходит возможности многих конкурентов.
Фото сборки усилителя Krell Vanguard из репортажа издания The Poor Audiophile
На столь впечатляющие характеристики при более чем скромных габаритах косвенно указывают лишь два вентилятора, расположенные на задней панели. Они крайне малошумны и контролируются термостатами, а значит, будущему владельцу не придется беспокоиться о каких-либо посторонних звуках.
⇡#Внешний вид и эргономика
Внешне модель ASUSTOR AS6202T представляет собой классический сетевой накопитель с вертикально ориентированными салазками для дисков. Этот NAS перенял внешность и основные элементы конструкции корпуса от двухдисковых моделей NAS ASUSTOR предыдущих поколений. Ничего плохого в этом нет, тем более что конструкция всей линейки этих устройства неплохо продумана и не менее качественно реализована в металле и пластике.
Внешний вид ASUSTOR AS6202T
Корпус накопителя имеет жёсткий металлический каркас, закрытый п-образным металлическим кожухом. Пластик используется лишь в оформлении лицевой панели и внешних панелях дисковых салазок. Примечательно, что даже задняя часть корпуса у ASUSTOR AS6202T окрашена в тот же серо-коричневый цвет, что и кожух, хотя обычно производители оставляют эту часть корпуса без лакокрасочного покрытия.
Вид снизу
Серебристый металл виден лишь на нижней части корпуса, где приклеены четыре небольшие ножки, на которые устройство опирается, когда стоит на столе или полке. Корпус полностью матовый, без лакированных элементов, а потому ни пыль, ни отпечатки пальцев на нём не видны. Да и царапин он не сильно боится, так что долгие годы сможет радовать своего владельца опрятным внешним видом.
Лицевая панель
Внешность лицевой панели у ASUSTOR AS6202T продумана очень тщательно
В данном случае немалое внимание уделено мелким элементам дизайна, из которых и складывается первое впечатление о качестве изделия. Приятный на ощупь пластик имеет лишь слегка шероховатую фактуру
Дверцы для дисков не предусмотрено, но она и не нужна, иначе вся красота внешних панелей дисковых салазок будет скрыта. Да и вентиляцию дверца тоже бы перекрыла.
Над дисковым отсеком размещён приёмник инфракрасного сигнала для управления устройством при помощи пульта ДУ. В левом верхнем углу лицевой панели расположена прямоугольная кнопка управления питанием с тонким светодиодным индикатором ярко-голубого цвета и ещё один такой же узкий и длинный зелёный индикатор, информирующий пользователя об активности жёстких дисков. Ещё два индикатора голубого цвета расположены ниже. Они предупреждают об активности одного или другого сетевого канала. Ну а в нижней части лицевой панели находится кнопка с ещё одним светодиодным индикатором, инициирующая процесс копирования данных с носителей, подключённых к USB-разъёму на лицевой панели, а также сам порт USB 3.0. Яркость индикаторов можно настраивать программными средствами. Можно выключить их совсем или задать ночной режим работы, в котором индикаторы будут отключаться в определенное время.
Панель интерфейсов
Все остальные указанные в спецификации разъёмы традиционно расположены на задней стенке корпуса, рядом с металлической решёткой, скрывающей 70-миллиметровый вентилятор. Здесь же размещён разъём для подключения адаптера питания, гнездо для крепления замка безопасности типа Kensington и утопленная вглубь корпуса кнопка перезагрузки устройства.
Салазки жёстких дисков
Отдельного упоминания заслуживают дисковые салазки. Они имеют металлический каркас, закрытый по бокам и внутри пластиковыми накладками. Во-первых, накладки убирают неприятный металлический скрежет при монтаже салазок в корпусе. Ну а во-вторых, они достаточно неплохо гасят вибрации. Выглядит эта конструкция очень солидно, именно в таких мелочах и чувствуется забота о пользователе.
Ручка с замком
Остаётся лишь добавить, что на пластиковых ручках салазок имеются блокирующие замки. Причём поворачиваются они не ключом, который в самый неподходящий момент куда-то теряется, а любой шлицевой отвёрткой или другим подходящим инструментом. Замки в любом случае спасают только от случайного извлечения дисков, а не от кражи, так что подобная замена выглядит логично.
Внутренняя сила
Прослушиване проходило в обычном рабочем кабинете никак акустически не подготовленном, да еще и без мебели, т.е. со всем набором резонансов пустого помещения. Это не позволило мне хоть как-то серьезно оценить работу всей системы, и поэтому я сосредоточился исключительно на качествах усилителя как машины по производству тока для колонок
Мне было важно понять, быстр ли он, чувствителен и отыгрывает ли весь диапазон
Krell Vanguard, безусловно, относится к приборам, которые имеют свой особый характер. Впечатление от его прослушивания чем-то напоминает общение с очень мужественным человеком, чья внутренняя сила проявляется не только во внешнем обаянии, но и в поведении. Не скрывает ничего, с мощью торнадо подает музыкальный материал, но удерживает баланс между силой и разухабистостью. Играет открыто и чисто.
Алюминиевый пульт с механическими кнопками увесист и выглядит весьма надежно
Несмотря на то, что усилитель работает в классе А, не стоит ожидать от него даже незначительного окрашивания звука. Скорее, он имеет выраженный нейтральный характер подачи, значительно расширяющий палитру воспроизводимых им музыкальных жанров. При этом его звук не становится пресным и скучным: контроль, сила, импульс, воздействие на слушателя действительно хороши.
Усилитель легко контролирует акустику во всем диапазоне. Инструменты и голоса звучат весьма впечатляюще. Бас натурален, однако на нем есть небольшой акцент, который, впрочем, я уверен, понравится большинству слушателей.
Усилитель по праву может носить гордое имя Krell, остающееся синонимом High End последние 35 лет
Krell Connect
Производитель: Krell Industries, LLC (США)
www.krellonline.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: USB, Ethernet || Цифровые выходы: оптический, коаксиальный || Поддерживаемые форматы: FLAC, Ogg, WAV, WMA, Apple Lossless, MP4a, mp3 || Максимальное разрешение сигнала: 24 бита/192 кГц || Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц): 0,002% || Отношение сигнал/шум: -96 дБА || Выходное сопротивление: 100 Ом || Максимальное выходное напряжение RCA/XLR: 2/4 В || Дисплей: LCD QVGA 320 x 240 || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 32 Вт || Габариты (Г х Ш х В): 428 x 433 x 88 мм || Масса: 8,2 кг || Цена: 230000 руб.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующее оборудование:
- MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
- Audirvana Plus в роли плеера
- Наушники ZMF Omni, AudioZenith PMx2, Kennerton Odin, VA-1 и другие.
- Записи в формате lossless
В Yulong немного отошли от своих традиций и сделали для ADA1 очень приятное звучание с легким эффектом сглаживания микронюансов, это обеспечивает снижение утомляемости и располагает к длительным сессиям с любимыми наушниками. Расплатой за это является некоторое снижение микродетальности, впрочем, не всегда это нужно. ADA1 выступает в некоторой роли «антиподом» типично аудиофильскому звуку с его традиционной бритвенной резкостью и акцентом на насыщенность.
Бас у ADA1 хорош по скоростным характеристикам, комбайн отлично разделяет низкочастотные инструменты и передаёт текстурность НЧ на очень достойном уровне. Хорошо сбалансирован бас и количественно, хотя в некоторых случаях НЧ в исполнении этого устройства не хватает весомости, они чуть смягчены, поэтому любители мощных ударов могут быть расстроены. На мой же вкус, баса тут достаточно для большинства жанров за исключение совсем уж НЧ-ориентированных, и слегка легковесная подача неплохо компенсируется чуть притемнёнными наушниками. Из-за этой особенности подачи НЧ ADA1 часто характеризуют как светлый, хотя тут правильнее, пожалуй, говорить о «недотемнённости».
Верхние частоты тоже вписываются в общую концепцию «комфортного» звука: они не резкие, даже с достаточно светлыми наушниками получаются приемлемые (по крайней мере на мой слух) сочетания. Из-за этого пропадает присущий некоторым устройствам эффект псевдообъёмности и контрастности звучания, поэтому ADA1 — не устройство для тех, кто хочет сухого препарирования музыки на составляющие слои. При этом уровень детализации, необходимый для устройства подобного класса, сохраняется, ВЧ качественно проработаны и подаются без попытки их замаскировать. Если попридираться, можно отметить лёгкую вальяжность отработки переходов на ВСЧ/НВЧ, но чтобы это услышать — надо слушать очень долго и очень избранные треки.