Совместимость
Несмотря на наличие двойной регулировки громкости и подстройки коэффициента усиления, данные устройства не совсем подходят для чувствительных внутриканальных моделей наушников. Я довольно часто сталкиваюсь с тем, что подобные наушники подключают к мощным усилителям, получая не очень хорошие результаты. На самом деле, большие и мощные усилители реально нужны далеко не всем наушникам.
Из того, что было под рукой, особенно хорошо связка из V800 и A200 показала себя с Sennheiser HD800, обеспечив отменную детализацию и музыкальное звучание, а также с изодинамическими моделями типа Audeze LCD-серии. Естественно, этими наушниками список подходящих моделей не ограничивается.
Традиционно несколько треков.
Powerwolf — Cardinal Sin (orchestral) бонус-трек из альбома 2013 года сочетает сочные гитарные рифы с мощной оркестровой подложкой, так что для качественного отыгрыша нужен не только отличный контроль по всем частотам, но и высокое разрешение. Поэтому связка этих усилителя и ЦАП отлично справляются с треком.
Queen — Killer Queen. Один их первых хитов величайшей группы. Сложное сочетание классической музыки и рока, положенные на чуточку смягченную музыкальную подачу V800 дают именно тот эффект, который необходим для данной музыки.
Rage — Shame on You! Пожалуй, первый альбом именно тех Rage, которые стали одними из основоположников немецкого Power Metal. Достаточно сложный материал требует отличного тракта, и V200 в паре с Audeze LCD-3 и являются именно таким вариантом.
Не йодлем одним
Для начала хотелось бы устранить небольшую страноведческую несправедливость. В сознании многих наших соотечественников Австрия — это исключительно Альпы, пиво и йодль. Между тем, австрийцы ужасно любят технику и периодически удивляют мир по-настоящему сногсшибательными конструкциями. Вот пара особенно ярких пруфов.
Классические вертикальные этажерки нравятся далеко не всем, и дизайнеры Pro-Ject об этом знают
Производитель широко известного энергетического напитка (который, понятное дело, тоже придуман в Австрии) сколотил команду для разработки болида Formula 1. И, даже не имея собственного двигателя, эти ребята умудрились построить такую машину, у которой на данный момент остался лишь один реальный соперник — Мерседес.
Еще пример. Мир ручного огнестрельного оружия крайне консервативен, и многие конструктивные решения до сих пор живут в нем чуть ли не с позапрошлого века. Так вот, в 80-е годы XX века австрийский химик (не оружейник!) Гастон Глок придумал и создал пистолет, которым сегодня вооружают элитные подразделения множества стран, в том числе таких мегаавторитетных оружейных империй, как Россия и США.
Это я все к тому, что не стоит недооценивать потенциал австрийцев даже в тех областях, где традиционно лидируют другие национальные школы. Впрочем, бренд Pro-Ject в аудиофильской среде имя себе уже заработал, ну а теперь активно расширяет сферу влияния.
Exposure 2010s2 — 35000 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Управление 4
Качество / цена 4
Достоинства
— высокое качество ручного изготовления
— выход предусилителя с буферным каскадом, работающим в классе А
Недостатки
— требовательность к акустике
— отсутствие зажимов на клеммах
Конструкция
Британская компания Exposure недавно модифицировала популярную линейку 2010, выпустив «отредактированный вариант» CD-проигрывателя, тюнера и усилителя. Внешних изменений практически нет — лишь отсутствует название серии на фасаде, дабы потребитель мог комбинировать аппараты линеек 2010 и 3010, не опасаясь визуального разнобоя. Каскады «мощника» собраны на быстродействующих биполярных транзисторах, входы выбираются посредством реле, а не механического переключения, как раньше, а выбранный источник индицируется светодиодом на передней панели (у серебристого аппарата светодиоды голубые, у черного — красные). Для уменьшения помех от источника питания применены каскодные схемы, в усилительном тракте установлены конденсаторы аудиофильского качества.
Управление
Пульт ДУ — опция, усилитель можно купить и без него. Возможно, так и следует поступить, заменив его универсальным ПДУ стороннего трудно назвать эргономичным. Восемь рядов по четыре одинаковых кнопки составляют одно поле, рабочие зоны обозначены только цветом.
Рекомендации
Мы долго ломали голову над тем, как охарактеризовать звучание этого аппарата, но ничего менее расплывчатого, чем «своеобразный», не придумали. В принципе, это замечательный усилитель, способный выдать по-настоящему открытый и прозрачный звук. Но для этого к нему нужно правильно подобрать источник и акустику. С первым проблем нет — аппарат прекрасно работает в паре с 2010s2CD, зато найти нужные колонки будет непросто. Впрочем, энтузиастов звуковоспроизведения, готовых купить такой усилитель именно ради длительных экспериментов по подбору идеальной для него пары громкоговорителей, найдется немало. При этом нужно помнить и о такой мелочи, как отсутствие зажимов на клеммах: акустические кабели в обязательном порядке нужно оборудовать «бананами».
Пульт управления
Назвать пульт образцом эргономичности нельзя: найти нужную среди одинаковых мелких кнопок трудно, несмотря на выделение цветом.
Трудно сказать, что именно вызвало столь резкое снижение уровня высоких частот на АЧХ (спад начинается с 10 кГц). Хотелось бы предположить, что это сделано намеренно, дабы избежать лишних искажений, однако их уровень и так не превышает среднюю по тесту величину. Усилитель способен нейтрализовать избыток верхов, которым грешат некоторые полочные АС, при этом на их чувствительность можно не обращать внимания (коэффициент демпфирования превышает 100 ед.). Реальная мощность превысила паспортную примерно на 10%, с ростом частоты она практически не уменьшается. Уровень разделения каналов точно соответствует средней величине в подборке. Нелинейные искажения остаются низкими независимо от частоты входного сигнала.
Технические характеристики
ЦАП V800
- Входы: AES/EBU, S/PDIF, TOS-Link, USB
- Частота семплирования: до 192 КГц по AES/EBU и S/PDIF, до 96 по USB
- Битовая глубина: до 24 бит
- Динамический диапазон: >120 дБ
- Диапазон частот: 10 Гц – 20 КГц (-0,05 дБ), 10 Гц – 40 КГц (-0,20 дБ)
- Коэффициент нелинейных искажений: <-112 дБ
- Выходы: 2 × RCA, 2 × XLR, цифровой S/PDIF
- Размеры: 170 мм × 49 мм × 225 мм
Усилитель A200
- Входы: 2 × RCA, 2 × XLR
- Диапазон частот: 0 Гц – 60 КГц (-0,5 дБ)
- Выходной импеданс: 0,06Ω
- Динамический диапазон: >128 дБ
- Шум: <-100 dBu
- КНИ + шум: <-110 дБ @ 100Ω, 1 Вт, <-103 дБ @ 32Ω, 0,5 Вт
- Максимальная мощность: 570 мВт @ 600Ω, 2200 мВт @ 100Ω, 2700 мВт @ 50Ω, 2000 мВт @ 32Ω, 1000 мВт @ 16Ω
- Размеры: 170 мм × 49 мм × 225 мм
Цельнометаллическая оболочка
Каталог хайфайных компонентов Pro-Ject, в котором относительно недавно доминировали фонокорректоры, сегодня активно дополняется и CD-транспортами, и даже максимально далекими от виниловой темы мобильными ЦАПами.
Выносной блок питания не обязательно должен быть компромиссным
Мы же рассмотрим классический и применимый абсолютно в любом сетапе компонент — интегральный усилитель Stereo Box DS2. Кстати, помимо него в линейку DS2 входят два мощника (стерео и одноканальный), усилитель для наушников, два CD-плеера, ЦАП, сетевой плеер, три фонокорректора (один из них ламповый) и даже мощные блоки питания, способные обслуживать сразу несколько компонентов. Одним словом, с формированием полноценного однородного сетапа проблем точно не будет.
Традиционно для Pro-Ject, габариты аппарата не привязаны к старой доброй ширине фасада 43 см. Ширина компактной стоечки DS составляет 20,6 см, но это в том случае, если ее хозяин решит ограничиться стандартным цельнометаллическим дизайном. Для натур более утонченных предусмотрены боковые накладки в оформлении «орех» или «эвкалипт». Они добавят к ширине еще 3,4 см. Судя по рисунку древесных волокон, боковины скорее всего отделаны натуральным шпоном.
Сам корпус собран из толстых алюминиевых пластин, и в реальности смотрится, а главное — ощущается в руках, куда солиднее, чем можно предположить по картинкам в онлайн-каталогах. Натуральный серебристый цвет металла или его темное воронение в сочетании с отделкой светлым или темным деревом дают целых шесть вариантов дизайна. А потому сложностей с интеграцией аппаратика даже в самый нетривиальный интерьер не возникнет.
В лучших традициях
Первое впечатление можно описать двумя словами: музыкально и детально. На альбоме «Riding With The King» все инструментальные партии были разборчивы, на самых бодрых треках гитары не превращались в кашу. При этом характер подачи музыкального материала удачно сочетал в себе натуральность звучания с типичным для связки NAD-PSB теплотой и выразительностью. Все фирменные вокальные и гитарные ходы мэтров блюза были прорисованы с высокой степенью достоверности.
Звучание хитов Daft Punk с альбома «Random Access Memories» продемонстрировало отличную ритмичность и очень уверенный контроль баса, который сложно ожидать от столь миниатюрного усилителя. Нажатие кнопки Bass, поднимающее АЧХ в области 70-80 Гц примерно на 7 дБ, никоим образом не осложнило нагрузку на усилитель. Став более басовитым, звук остался настолько же чистым и контролируемым.
Ручку громкости можно крутить смело — усилитель мускулист и вынослив
Если провести некое умозрительное сравнение с тем самым NAD 3020 без буковки D, новый аппарат стал более универсален в плане жанровости, а «надовский» характер сохранил ровно в той мере, в которой это уместно при современном подходе к воспроизведению музыки. D3020 делает звучание более выразительным и динамичным, но без потери детальности и явного акцентирования той или иной части воспроизводимого диапазона частот. И конечно в полной мере сохранилась высокая нагрузочная способность.
Пульт скромный, без пафоса присущего классическому Hi-Fi
Любопытно, что выход для наушников в большей степени сохранил характер аналоговых усилителей NAD прошлых лет. Он дает более темное и густое звучание с кучной, неширокой сценой. При этом меня приятно удивила разрешающая способность и полное отсутствие слышимых шумов. В отличие от тех выходов для наушников, которые большинство производителей устанавливает в усилители исключительно «для галочки», здесь мы имеем вполне достойное продолжение основного звукового тракта, которое можно использовать с не меньшим удовольствием, чем любые другие функции. Нагрузочной способности и мощности усилителя будет достаточно для работы с типовыми динамическими низкоимпедансными наушниками. К тому же вертикальный корпус D3020 оказался еще и отличной подставкой под накладные и полноразмерные модели.
Подключение
В тестовом сетапе я использовал свои проверенные 2,5-полосные полочники DALI Ikon 1 MK2, а также активные мониторы Adam A7X и наушники AKG K712 Pro.
Мобильное приложение, видимо, обновляется не часто, но и особой необходимости в нем я не ощутил
Еще раз напомню, что никакими ЦАПами Stereo Box DS2 не оснащен, кроме преобразователя в составе модуля Bluetooth. Этот самый Bluetooth работает очень уверенно и без сбоев — разве что подключиться к нему удалось не сразу. Дело в том, что фирменное мобильное приложение Box Control оказалось не вполне совместимым с Android 11, да и самой серии Pro-Ject DS2 в его списке поддержки не обнаружилось — только DS. Впрочем, и без него беспроводное соединение в итоге заработало отлично.
Официальной информации о внутреннем устройстве интегральника не много. Декларируется только топология «двойное моно» и мощность 2 х 135 Вт (4 Ом), а также регулировка громкости посредством моторизованного потенциометра.
Предварительная секция собрана на дискретных элементах, а импульсное усиление вынесено на отдельную плату
Если же заглянуть под верхнюю крышку, то можно обнаружить, что на основной плате коммутации и предусиления вертикально установлена сборка, очень похожая на импульсные усилительные модули небезызвестного нидерландского разработчика Hypex. Насчет происхождения данного блока я, конечно, мог ошибиться, но принадлежность усилителя мощности к классу D сомнений практически не вызывает.
Сверху вниз
Прослушивание настолько необычного по своей сути усилителя было решено провести в столь же нестандартной системе. Вместо обычной корпусной акустики была использована встроенная в потолок пара колонок PSB C-LCR. Это квадратная универсальная модель, предназначенная как для домашнего кинотеатра, так и для воспроизведения музыки. Передняя панель колонки утоплена вглубь и наклонена примерно под 45 градусов, что однозначно полезно в плане минимизации стоячих волн в помещении. При этом звуковая волна приходит в точку прослушивания в достаточной степени полого, рисуя вполне реалистичную сцену.
Потолочная акустика тоже может отлично звучать
С одной поправкой — адекватность построения сцены зависит от положения слушателя относительно места, в которое направлена акустика. Если отойти подальше, а еще лучше лечь или откинуться на спинку кресла, получаются примерно те же ощущения, как при просмотре фильма с первого ряда кинотеатра, когда картинка находится над головой. Для озвучивания спальни — идеальный вариант. Ну а если вы предпочитаете слушать музыку сидя в кресле, существуют аналогичные колонки, встраиваемые в стену, с помощью которых можно получить классическое стерео, не заполняя лишней техникой жилое пространство.
Но самое главное свойство PSB C-LCR — в отличие от обычных «блинов», встраиваемых в потолок, пригодных лишь для фонового озвучивания, данная модель способна играть музыку во всей ее полноте. По комплектующим и техническим характеристикам PSB C-LCR — это эквивалент напольников PSB серии Image. То же самое можно сказать о характере, масштабе и качестве звучания.
Сложная судьба
Где верх? Где низ? Смешалось всё!
И в свете этого особенно интересно проследить отличия между первой и второй версиями. В обоих случаях мы имеем один аналоговый вход, оба типа SPDIF входов, а также выход на сабвуфер, позволяющий вырастить на базе D3020 полноценный трифоник. Оба аппарата имеют на фасаде выход для наушников с разъемом 3,5 мм, а на тыльной стороне — вход 12 В триггера. У первой версии D3020 был еще один дополнительный вход на разъеме 3,5 мм, совмещающий в себе сразу и аналоговый, и оптический интерфейсы, а самое главное — этот аппарат оснащался входом USB-B для подключения к компьютеру.
Разъемы jack 3,5 мм помогли разместить желаемое количество входов и выходов
Вторая версия также лишилась комбинированного аналогово-цифрового входа, но получила вместо него выход предварительного усилителя. Место USB-преобразователя занял вход фонокорректора. Изменения дизайна минимальны, но в определенном смысле показательны. Вместо хваткой ребристой ручки регулировки громкости используется стильная гладкая с прорезиненным покрытием, а наукообразные цифры индикатора выходного уровня громкости в децибелах заменены на нейтральную цепочку белых светодиодов, которые не просто загораются по одному, выстраивая цепочку, но еще и плавно меняют яркость, что делает индикатор информативным.
Послесловие
Тестовые сигналы, в виде музыкальных фрагментов, представлены для ознакомления и изучения. Желаете получить полный диск? Физически у меня его нет и навряд ли вам удастся его найти и купить, если конечно кто-то решится его продать. Но могу помочь – указать ссылку где можно найти весь диск в формате flac-файла (197 Мб). Там все треки в любом проигрывателе читаются и расписаны как в содержании к диску. Там запутаться нельзя. Читайте, пишите. Чем смогу – помогу.
А пока пойду приготовлю ещё пару небольших статей про “Псевдошумывые сигналы” и про “Белый шум и розовый”. Там будет сухая наука, но для кого-то будет интересно и полезно.
Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно – проголосуйте за эту статью. Я буду примерно знать ваше мнение о сказанном.
Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.
Предисловие – предупреждение
Первую часть диска, там где мы слушали классическую музыку, можно назвать – “гармонией звука”. А дальше, будет вторая часть, которую можно назвать – “тестовыми сигналами”, так как они таковыми и являются, в отличие от музыкальных произведений.
Повторимся, что трек №7 – это специально созданная пауза, которая длится всего 25 секунд и позволит вам убрать уровень громкости до практически – минимального. Восьмой трек, по сравнению с предыдущими будет достаточно громким. Что бы вам не испугаться и не дать акустике “встрепенуться” – сделайте уровень громкости – тише.
Слушая тестовые сигналы – могут вылезти неприятные призвуки корпуса и динамиков. Возможно услышите “горбы и провалы” в АЧХ. Вы просто можете узнать о своей аппаратуре (акустике) много нового, чего ранее не замечали. Вероятно, что этих “нехороших” моментов не услышат владельцы премиальных акустических систем, но таковых окажется не так много. Большинству любителей музыки, эти тесты – в помощь, а некоторым – расстройство.
Слушая любимые произведения, вы не всегда сможете услышать, понять и идентифицировать дефекты вашей акустической системы. Они бывают на столько малыми, что не слышны за другими звуками музыки. Но они ни куда не исчезают, они там и остаются. Но слушать музыку вы не прекращаете, просто слышите – “что-то не так”. Но “что – не так”? Это можно услышать только с помощью тестовых сигналов.
Дизайн и управление
Оба устройства сделаны в едином стиле, что позволяет составить из них эстетичную пару (до сих пор удивительно, как некоторые производители не понимают очевидной необходимости делать так). Корпуса — полностью металлические, из толстого алюминия, это делает A200 и V800 увесистыми и добавляет им устойчивости на столе и солидности. Передние панели сделаны из 8-мм анодированного алюминия, надписи делаются с помощью лазерной гравировки.
Первым пусть будет ЦАП. Сзади расположились: разъем питания, 4 цифровых входа, коаксиальный цифровой выход и две пары выходов аналоговых, балансные XLR и обычные RCA. Первое чем удивляет передняя панель, это регулятор громкости — функция для ЦАПов весьма редкая, но полезная, помогает более точно подобрать нужный уровень громкости для некоторых наушников. В среднем положении регулятор может фиксироваться, видимо это соответствует «нулевому» варианту. Также на передней панели расположились 3 кнопки в окружении гирлянд светодиодов всех цветов. Первая кнопка позволяет выбрать один из четырех входов, светодиоды вокруг нее показывают ваш выбор, еще один служит для индикации успешного подключения. Следующей расположилась кнопка, временно выключающая звук и светодиод, индицирующий ошибки. Последняя из кнопок управления позволяет выбрать нужный коэффициент апсемплинга (в этом случае ЦАП автоматически повысит частоту дискретизации сигнала) либо выключить эту функцию. Есть варианты удвоения и учетверения частоты, а также возможность предоставить ЦАПу самому решать, что делать. Крайняя кнопка справа — выключение питания устройства.
Усилитель разделяет схожий дизайн. На задней панели находятся: разъем питания, гнезда выходов (пара балансных XLR и пара обычных RCA), а также микропереключатели для выбора коэффициента усиления. Последние позволяют подстроить усилитель для использования с широким диапазоном моделей наушников. На передней панели размещены два гнезда выхода на наушники, регулятор громкости и выключатель питания с ярко-синим светодиодом индикации.
Несмотря на наличие балансных входов — усилитель не балансный, поэтому два гнезда на передней панели сделаны просто для удобства и позволяют подключить две пары наушников.
Звук
Для прослушивания я использовал следующее оборудование:
- MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
- Audirvana Plus в роли плеера
- Наушники HiFiMan HE-4, Audeze LCD-3, ТДС-7 в модификации Snorry, Sennheiser HD800
- Балансные кабеля от Era Cables
- Записи в формате lossless
Большую часть времени я тестировал оба компонента в сочетании друг с другом, они показывают отличную сочетаемость. Поэтому про ЦАП и усилитель по отдельности я напишу лишь вкратце, а потом напишу о связке в целом.
Функция апсемплинга, встроенная в ЦАП — достаточно интересная опция, позволяющая управлять передискретизацией сигнала, выбирая между плюсами разных вариантов. Мне больше всего понравился звук с опцией автоматического выбора коэффициента. В этом случае ЦАП показывает лучшую производительность на верхних частотах, они звучат очень легко и воздушно.
Несложно догадаться, что получается в результате сочетания этих компонентов. Данная связка практически не имеет равных в своем бюджете (в первую очередь благодаря усилению).
Бас у комплекта «ЦАП + усилитель» — отменно контролируемый, быстрый, очень детальный. Даже тонковатые на НЧ HD800 добавляют весомости в этой части АЧХ, что идет им на пользу. Фон мелодии создается очень живой, телесность и весомость инструментов не вызывают сомнений.
Высокие частоты — прозрачные, детальные и воздушные. Тут будет сыграно именно то, на что способны ваши наушники, их характер будет максимально точно передан и раскрыт. Особенно радует то, что в A200-м не стали искусственно подчеркивать ВЧ-диапазон для создания эффекта псевдодетализации, и из-за этого даже светлые наушники звучат натурально.
Кнопки и разъемы
Передняя панель оформлена достаточно лаконично. Кнопки переключения входов и питания совсем небольшие и над фронтальной поверхностью они выдаются буквально на несколько десятых миллиметра. Отверстия, за которыми разместились индикаторные светодиоды, настолько микроскопические, что создается ощущение, будто крошечные синие искорки вспыхивают прямо на поверхности металла.
Барабанчик регулировки громкости тоже не большой, но ровно настолько, чтобы не потерять при контакте с ним ощущение удобства и комфорта. Вращается он с приятным усилием — ничуть не меньшим, чем иные «шайбы» размером с консервную банку. Кстати, при совсем небольшом ходе кнопочки тоже отличаются отличным ярко выраженным откликом. Так что не только дизайн, но и эргономика у нашего героя на высоте. Разве что при ярком солнечном освещении разглядеть индикацию будет довольно проблематично.
Синие светодиоды — далеко не всегда наглая безвкусица
На задней панели обнаружилось три небалансных линейных входа и тюльпаны фонокорректора. Он может работать с картриджами ММ и МС, настройка импеданса картриджа фиксированная. Для ММ входное сопротивление составляет 47 кОм, для МС — 100 Ом.
Акустические терминалы компактны, но вполне удобны. Главное — понимать, что перед нами элемент достаточно серьезного, но изящного и компактного сетапа, явно не предполагающий использование многополосных напольных башен и проводов толщиной в палец. Кстати, секция предварительного усиления тут имеет целых два выхода регулируемый и нерегулируемый, — так что с подключением дополнительного усиления или активных мониторов вопросов не возникнет.
Без поддержки Bluetooth сегодня обходится разве что самый подлинный High End. У Stereo Box DS2 беспроводное подключение тоже предусмотрено, причем радиотракт вооружен внушительной внешней антенной, а чипсет — поддержкой кодека aptX.
Коммутация проста и логична
Помимо прочего, коммутация включает триггерные порты для управления внешними устройствами, а также феноменально мощный и внушительный силовой разъем. Надо сказать, что 36-В (и, судя по всему, двуполярный) блок питания по габаритам вполне сравним с основным корпусом. Вот вам и ответ на вопрос, как можно кардинально сократить габариты основного устройства не в ущерб схемотехнике. Между прочим, могучий разъем фиксируется в гнезде накидной гайкой — архиправильное решение.