Rotel michi: чемпионский «камбэк»

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.

Прежде чем говорить о звуке, стоит отметить, что у xDSD есть две прошивки, с поддержкой MQA и без оной, но с оптимизацией под записи сверхвысокого разрешения. iFi объясняют это тем, что они постарались максимально «разогнать» устройство, используя даже софтовые твики для достижения предела по звуку. Поддерживаемые xDSD разрешения действительно поражают (как и у остальных iFi устройств), но на практике — материала в таком формате просто не существует. Ну или существует, но в виде нескольких тестовых треков, не более. Поэтому единственный способ «насладиться» этим — использовать транспорт с апсемплингом. Я попробовал включить эту функцию в Audirvana, не услышал особой разницы, кроме, конечно, шума вентиляторов MacBook, офонаревшего от возросшей нагрузки на процессор и выключил это баловство. MQA формат на мой взгляд штука более полезная, так как позволяет Tidal стримить сигнал с лучшим качеством, используя меньшую полосу пропускания, поэтому именно на MQA прошивке я и остановился в тестах.

Звук у разработчиков xDSD получился в фирменном стиле, но при этом они немного сгладили ВЧ и слегка акцентировали НЧ, обеспечив очень органичную подачу. Если говорить о переключателе фильтров, я предпочитаю режим «listen», он немного подрезает самые верхние ВЧ и это идёт на пользу не качественному материалу, особенно при прослушивании с наушниками, обладающими протяжёнными ВЧ (а я последнее время часто слушаю IMR R1).

Бас тут очень хорошо контролируется и обладает приличной глубиной. Он не запредельно глубокий, но недостатка на естественной музыке нет совершенно. Скорость так же удалась, равно как и передача текстур. НЧ обладают небольшой добавкой массивности, но это так же сделано очень умеренно, поэтому кроме добавления звучанию «авторитетности» других эффектов это не даёт. Инструменты нижнего регистра звучат очень натурально и хорошо разделяются.

Середина так же подаётся без уклона в микродетальность, xDSD подаёт материал музыкально, с некоторой добавкой телесности и теплоты, что на мой вкус идёт на пользу естественности звучания инструментов и вокала, особенно мужского. Это не устройство для выслушивания мельчайших деталей звука, но на разрешение жаловаться тут явно не придётся, характер записи передаётся весьма прилично, эмоции аккуратно подчёркиваются. Воображаемая сцена немного больше средней по глубине и ширине с нормальным разделением планов.

Верхние частоты хотелось бы слышать покруче, это позволило бы сравнивать xDSD с какими-то топовыми устройствами, но разработчики решили «выковать» звук покомфортней и сделали ВЧ не резкими, что повлияло в первую очередь на «слоистость» этой части диапазона. В остальном же ВЧ весьма хороши, у них прилично отрабатываются атаки и затухания, разрешение и протяжённость тоже вполне приличные. Это позволяет комбайну хорошо отыгрывать обертона и мелкие нюансы, балансируя акцент на НЧ.

Если говорить о сравнениях, то основного конкурента xDSD в лице Mojo у меня нет. В других обзорах обычно сходятся во мнении о том что они схожи по «уровню», хотя и отличаются по подаче, но выступать в режиме «сосед напел» я, пожалуй не буду. Поговорим о том что у меня есть в схожем форм-факторе.

Hidizs DH1000 Отчасти устройство-антипод героя нашего обзора. Если откинуть разницу в мощности и функциональности, xDSD будет лучше на НЧ, чуточку лучше на СЧ, но вот на ВЧ творение Hidizs одерживает верх, так как именно эта часть диапазона удаётся ему лучше всего.

FiiO Q5/Centrance BlueDAC Я не даром объединил эти два портативных комбайна вместе, так как они оба отличаются более нейтральной и мониторной подачей. На их стороне лучшее разрешение и больший уклон в микроконтраст, на стороне комбайна от iFi — более эмоциональная и тёплая подача с меньшей критичностью к качеству записи.

И снова блок питания

Снова вернемся к блоку питания. Финальным аккордом для общей картины можно считать установку в блок питания дополнительных электролитов, что увеличило общую емкость в 4 раза (с 20000 мкФ до 80000 мкФ). Для этого в моем случае были использованы электролиты ELNA for Audio 15000 mkF 63V. На рис. 8 представлен внешний вид усилителя с дополнительными электролитами. Новые электролиты подключены в параллель к имеющимся черным банкам.


Рис. 8. Дополнительные электролиты в БП.

Этот твик делает из «интеллигентного» ROTEL настоящего «мускулистого парнягу»: сильно прибавилось динамики в области НЧ, общая звуковая сцена стала более насыщенной. Думаю на разных акустических системах данный эффект может быть даже излишним.

Моноусилитель Rotel Michi M8

Конструктивное исполнение моноблочного усилителя Rotel Michi M8 во многом сходном с S5, но выполнено с учетом усиления одного канала. Модель АВ-класса усиления может похвастаться невероятными мощностными характеристиками — 1080 Ватт на 8 Ом и целых 1800 Ватт на 4 Ома.

Как и стереоусилитель, Michi M8 оборудован двумя тороидальными трансформаторами с низким уровнем шума. К нему подключены четыре накопительных конденсатора, о которых мы уже упоминали. Специфика их исполнения позволяет обеспечить исключительный контроль звучания колонок – особенно в спектре низких частот – даже при самых серьезных нагрузках.

«Если мы должны описать звук Rotel Michi S5 и P5, то он чистый и очень просторный: совсем неокрашенный и трехмерный (3D). Мы погружаемся прямо в музыку на каждом треке. Такой способностью, конечно, обладает не каждая аудио система. И, на наш взгляд, не каждый компонент Rotel владеет таким же талантом. Но этот комплект Michi действительно обладает магическими чарами, которые заставляют нас хотеть слушать и слушать трек за треком. И это в основном благодаря той проницательности, которую он предлагает, и звуковому пространству, которое ему удается создать. По этой причине мы награждаем его заслуженным знаком «Alpha Approved!» (Одобрен журналом «Alpha-Audio!»)» — резюмирует свое впечатления от знакомства с новинкой Яп Веенстра.

Оценить новейшую серию усилителей вместе с достойной акустикой – например, с B&W Diamond 800 и 802 — Вы можете при посещении шоу-рум компании «Hi-Fi Design». И тогда по мере погружения в неповторимую атмосферу божественного звука желание воссоздать такой у себя дома наверняка станет непреодолимым. И усилители Rotel Michi от британских инженеров – незаменимый компонент этого саунд-совершенства, что станет источником постоянного вдохновения и новых идей.

Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:

DALI iO-4 и iO-6: праздник, который всегда с тобой

Музыка – именно она

По всем параметрам выигрывает один из лучших ЦАПов в мире. Сейчас мы его вам представим.

КЕМБРИДЖ АУДИО DACMAGIC PLUS —Лучший Аудиофильный ЦАП

Cambridge Audio – одна из самых известных компаний в аудиоиндустрии, которая производит широкий спектр высококачественной продукции. Таким образом, вы можете верить, что устройство DacMagic Plus будет идеальным для большинства аудиофилов и даже профессиональных музыкантов.

Фактически, мы считаем, что это лучший ЦАП до 500! Устройство оснащено 24-битными ЦАП Twin Wolfson и использует повышающую дискретизацию AFT2 24 бит / 384 кГц с повышением частоты дискретизации и уменьшением джиттера. Он также оснащен беспроводным соединением BT и выбираемыми цифровыми фильтрами, что дает пользователю возможность настройки управления.

В результате звук будет безупречным, независимо от формата или устройства, которое вы используете. Вы можете использовать его с проигрывателями Blu-ray, домашними кинотеатрами, телефонами, ноутбуками и так далее. Когда DacMagic Plus подключен к сети, вам больше не нужно беспокоиться о качестве звука!

Плюсы:

  • Twin Wolfson 24-битные ЦАП
  • AFT2 Повышение частоты дискретизации
  • Асинхронный USB-вход
  • Он также может быть использован в качестве цифрового предусилителя
  • BT связь

Минусы:

  • Немного дорогой
  • Нет пульта дистанционного управления
  • Нет индикатора уровня громкости

Сначала грейте, потом слушайте

Процесс тестирования я построил следующим образом: сначала подключил усилитель в паре со внешним ЦАПом, чтобы попробовать оценить его именно как усилитель, а потом перешел на встроенный ЦАП в связке с компьютером. Переключался между акустикой и наушниками, послушал виниловые пластинки, а напоследок оставил подключение с разных гаджетов.

В состоянии «только из коробки» усилитель звучит резко и грубовато, поэтому я отправил его некоторое время поработать на шумовых сигналах, но без прослушивания. А через несколько дней подобных включений аппарат уже отправился на тест.


ЦАП-усилитель Rotel A14

Звук усилителя светлый, верха чуть-чуть ярче нормы, но в целом звучание не лишено обаяния. Вспомнив прежний опыт общения, я подумал о том, что звук Rotel узнаваемый, и преемственность этот усилитель соблюдает.

В подаче заметна некоторая акцентированность на основных тонах, но выражено это умеренно — ощущения как от прослушивания военных маршей точно не возникает, да и послезвучия слышны и читаются хорошо. Однако заметную долю силового напористого характера со счетов не спишешь. Вообще у аппарата хорошее чувство ритма, динамика получается ровной по всему диапазону, нигде ничего не запаздывает, не смазывается, не возникает ощущения торопливости.

Бас глубже и объемнее, чем я ожидал, с хорошей наполненностью. Серединка не выпадает из общего характера подачи, но в ней прослеживается некоторое не то чтобы упрощение, скорее — усреднение звука. Нюансы и оттенки разных хорошо знакомых записей менее заметны, чем хотелось бы. В подаче верхних частот есть доля яркости и некоторая прямолинейность, но до уровня резкости или утомительности эти черты точно не доходят.

ЦАП-усилитель Rotel A14

Сцена получается средней по ширине, но с небольшой глубиной. Образы и планы несколько упрощены, и аппарат делает акценты, опять же, на основных составляющих, а не на деталях и нюансах.

Детальность высокая, но, как я уже говорил, некоторое усреднение услышать можно, особенно на сложных записях и больших составах. По остальным чертам характера усилитель всеядный и примерно одинаково справляется как с малыми составами, так и с записями посложнее. Да, везде есть некоторая легкая усредненность, склонность к сглаживанию нюансов, есть и легкий акцент на ВЧ, и специфика ритмической подачи.

Дифференциальный каскад усилителя мощности

И вот мы добрались до самого интересного. Данный твик затрагивает плату дифференциального каскада (ДК) усилителя, которая заботливо впаяна вертикально в основную плату, и является наиболее трудоемким для исполнения. Существует мнение, что инженеры ROTEL по тем или иным причинам решили сильно не усложнять ДК усилителя, и в нем отсутствуют некоторые детали, которые в общей практике усилителестроения показали свою необходимость присутствия. Какие видятся основные претензии к ДК:

  1. разделительные конденсаторы опять в виде электролитов;
  2. в эмиттерах основных транзисторов ДК отсутствуют сопротивления;
  3. в ООС применены полярные электролиты;
  4. питание ДК не фильтруется.

Для устранения этих вопиющих недоработок для начала выпаиваем всю плату ДК. Далее для установки дополнительных деталей придется быть очень внимательным, рассматривая плату на просвет, ненужные дорожки необходимо перерезать, просверлить в новых местах отверстия под новые детали, все это аккуратненько впаять. Очень сложно все описать словами, так что тут вам придется все-таки проявить некоторую смекалку.

На рис. 6 представлена схема изменений для ROTEL RA-06 (дочерняя плата, один канал).


Рис. 6. Схема модернизации ДК для ROTEL RA-06.

И так, что было в итоге сделано:

  1. разделительные конденсаторы С601 и С602 были заменены на полипропиленовую пленку M-CAP 6.2 мкФ, а в последствии были изъяты из схемы и заменены перемычками (контролируем постоянку!);
  2. в эмиттеры соответствующих транзисторов были установлены резисторы по 100 Ом (0.25 Вт);
  3. полярные электролиты заменены на неполярные аналогичной емкости;
  4. в питании был применен ФВЧ на базе резистора 47 Ом и электролита Elna Silmic II 470 мкФ / 50В;
  5. для устранения возможных самовозбуждений цепи ООС R635 и R636 были зашунтированы конденсаторами по 10 пФ;
  6. установлены радиаторы на транзисторы (Q613, Q614, Q615, Q616);
  7. C607, C608 заменены на биполярники Nichicon Muse BP по 100 мкФ;
  8. C611, C612 заменены на биполярники Nichicon Muse BP по 50 мкФ.

На рис. 7 представлен внешний вид платы ДК с внесенными изменениями.


Рис. 7. Модернизированная плата ДК.

Разделительные конденсаторы в принципе можно заменить на перемычки, однако в этом случае нужно четко контролировать, что на входе усилителя не будет постоянного напряжения, собственно от которого и призваны защищать эти конденсаторы.

И как завершающий аккорд, необходимо поднять ток покоя выходных транзисторов усилителя, тем самым еще дальше отодвинув их режим работы от эффекта «ступенька». Для этой операции на плате ДК существует два регулировочных резистора, а на основной плате находятся площадки (TP1, TP2) для измерения падения напряжения на соответствующем резисторе в усилительном тракте (рис. 6). Измеряя это постоянное напряжение можно получить представление о токе покоя. По заводским настройкам там выставлено 5 мВ, что соответствует току покоя 23 мА (R = 0.22 Ом).

Для регулировки необходимо для начала прогреть усилитель (дать ему поработать около часа), после чего, подключившись вольтметром к соответствующей клемме, медленно (!) поворачивать регулировочный резистор до получения на вольтметре значения 15 мВ (ток покоя получается 68 мА). Аналогично проделать для второго канала

Важно, чтобы значения тока покоя на обоих каналах совпадали. Потом снова оставить усилитель работать, и через пол часа снова проверить напряжение, снова подрегулировать, если необходимо

И так до тех пор, пока напряжение окончательно не стабилизируется. Важным является не переусердствовать с током покоя, т.к. его большое значение может привести к перегреву усилителя и выходу его из строя.

Можно ответить, что этот твик ДК дает самый ощутимый результат в звучании ROTEL, который на столько явный, что ни надо даже вслушиваться: ушла характерная резкость, которая на деле являлась просто грязью в области ВЧ; звучание стало более открытым, чистым, словно звук «протерли» от толстого слоя «пыли». В общем, после этого ROTEL уже перестал быть ROTEL’ом окончательно.

Предусилитель Rotel Michi P5

Предусилитель А класса Rotel Michi P5 – первая из жемчужин новой линейки, которую сам разработчики позиционируют как «венец звуковой эволюции и визуальное совершенство». В этом аппарата воплощено чудесное сочетание технологий обработки аудиосигнала с таким набором входов, что его можно задействовать для коннекта с любым источником звука.

Каждый аспект предусилителя, оказывающий влияние на качество сигнала, был проанализирован и реализован таким образом, чтобы не допустить побочных помех и шумов.

На входную схему предусилителя сигнал поступает с двойного люксового ЦАП AKM4490. Это обеспечивает детализированное и точное звучание музыки любого жанра. Питание перечисленных элементов обеспечивают 17 стабилизаторов напряжения. Они подключены к паре тороидальных трансформаторов с накопительными конденсаторами, характеризующимся накопительными конденсаторами с перфорированными обкладками и быстрым разрядом (ESR). Это решение позволяет гарантировать важным цепям независимое энергопитание без пульсаций напряжения.

Усилители сигналов для АЦП и ЦАП микроконтроллера

Предисловие

ESP8266Audio — supports ESP8266 & ESP32

Я так и сделал. Но оказалось, что транзистор греется т.к. каскад работает в режиме класса A. Стабилизатор напряжения 300mA просто не справился с питанием контроллера и такого усилителя. Не говоря уже про питание от батареи, которую пришлось бы ставить не оправданно большей емкости, по сравнению с применением усилителя класса AB, B или C. Пришлось искать различные варианты. Так же рассмотрены варианты усилителей для микрофона. Напряжение питания усилителей однополярное 3V…5V

Усилитель на одном транзисторе для микрофона

Первое и самое простое это каскад с общим эмиттером. В качестве микрофона будем использовать электретный микрофон. В нем использован предусилитель на полевом транзисторе. Для его питания нужен источник питания

Мне нравится схема с использованием Collector-Feedback Bias. Во первых в ней на один резистор меньше по сравнению с классической схемой на делителе и за счет отрицательной обратной связи компенсирует разброс в коэффициенте усиления транзистора.

Transistor Biasing Calculations

Для примера зададимся резистором коллектора 18 KOm для усиления в 50 раз резистор в эмиттере будет (упрощенно, т.к. мы не учитываем внутреннее сопротивление эмиттера) 18000 / 50 = 360 Om

Поскольку входное сопротивление АЦП обычно составляет сотни KOm можно немного увеличить сопротивление коллектора и достичь большего усиления

Важно чтобы сопротивление следующего каскада (в нашем случае вход АЦП) имело большое входное сопротивление, что бы наш усилитель мог «раскачать» сигнал. Иначе придется увеличивать ток через коллектор уменьшая резистор в коллекторе, а это приведет к уменьшению усиления в целом

Сопротивление в эмиттере используется для стабилизации режима транзистора за счет отрицательной обратной связи. Если подключить параллельно этому резистору конденсатор, то отрицательная обратная связь по переменному напряжению исключается и каскад имеет коэффициент усиление как у самого транзистора «по документации».

Еще один момент. надо задать выходное напряжение на коллекторе, равное половине полной рабочей шкалы напряжения АЦП. Шкала ESP32 без аттенюаторов 1.1V. Смещением базы R10 выставляем на коллекторе 0.5V… 0.6V

  • 0 dB attenuation (ADC_ATTEN_DB_0) gives full-scale voltage 1.1 V
  • 2.5 dB attenuation (ADC_ATTEN_DB_2_5) gives full-scale voltage 1.5 V
  • 6 dB attenuation (ADC_ATTEN_DB_6) gives full-scale voltage 2.2 V
  • 11 dB attenuation (ADC_ATTEN_DB_11) gives full-scale voltage 3.9 V

Можно сделать смещение на коллекторе близкое к половине напряжения питания и увеличить коэффициент усиления каскада, но добавив аттенюатор. Однако, вносить ослабление не рекомендуется, поскольку нам понадобится большее усиление

Схема и расположение на плате

Class AB Power AmplifiersZL2PD No IC Audio Amplifier

Схема и расположение на плате

Усилитель на операционном усилителе для микрофона

TI Designs – Precision: Verified Design Single-Supply, Electret Microphone Pre-Amplifier Reference DesignDesigning tiny microphone circuits with the industry’s smallest op ampОперационный усилитель с однополярным питанием

Расчеты конденсаторов

Усилитель на операционном усилителе для динамика. Параллельное включение

Ссылка работает не всегдаКачественный оконечный УНЧ для ППП на TS922 и TS925Small audio amplifiers

Что бы хотелось попробовать в будущем

Использование усилителя с АРУ как мягкого ограничителя уровня сигналов

Заключение

Использование транзисторных усилителей в современной электронике оправдано когда нет возможности купить специализированные микросхемы такие как stereo — PAM8403, PAM8406 или mono PAM8302A, PAM8304, NS4150. Где PAM8406 — Абсолютный фаворит если нужен стерео усилитель с однополярным питанием. Его цена стремится к 2$ за 10 штук. Есть возможность включения режима усиления выходного каскада в режим AB

В качестве микрофонного усилителя можно использовать mems микрофоны с I2S интерфейсом, такие как INMP441. В этом случае использование усилителя отпадает и микрофон подключается непосредственно через интерфейс I2S к контроллеру

GitHub

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: