Тест цапа schiit gungnir multibit и усилителя schiit ragnarok: конец света как источник музыкального наслаждения

После Рагнарёка

Первое впечатление от характеристик усилителя Ragnarok я получил еще до того, как достал его из коробки. Четырнадцать с половиной килограммов, несмотря на корпус из «крылатого металла»! На сетевом трансформаторе калифорнийцы явно не экономили.

Изучение задней панели показало, что с коммутацией у топового усилителя Schiit тоже полный порядок: пять аналоговых стереовходов, два из которых балансные, выходы предварительной секции (балансный и небалансный) и весьма удобные клеммы для подключения акустики. На передней панели — два выхода на наушники, один их которых тоже балансный. Однако никаких цифровых входов и прочих излишеств, установленных «до кучи» тут нет — перед нами просто стереоусилтель в своем первозданном лаконизме.

Рядом с привычным джеком гнездо для балансного подключения наушников

Моторизованного привода регулятора усиления тоже нет, впрочем, как и самого пульта управления. Хочешь сделать погромче? Тогда придется встать с дивана. Регулятор громкости вообще достоин отдельного рассказа. Он представляет собой 64-ступенчатую матрицу резистивных элементов с релейными переключателями. Во время регулировки реле вполне ощутимо щелкают — никакого дискомфорта это не создает, но в первое время мне постоянно казалось, что с усилителем что-то не в порядке.

Кстати, щелчки контактных групп — первая реакция аппарата практически на любое действие пользователя. Дело в том, что «Конец света» вооружен микропроцессорным управлением, отключающим сигнал и по необходимости корректирующим режим работы при смене источника или переключении коэффициента усиления. В числе прочего данная система способна подстраивать токи смещения усилительных каскадов и компенсировать постоянную составляющую. Если что-то пошло не так (например, возникло короткое замыкание на коннекторах) — все выходы отключаются, и аппарат переходит в режим минимального усиления и нулевой громкости.

Выходные каскады усилительного тракта построены по фирменной схеме цирклотрон Crossfet (которая в русскоязычной инструкции почему-то названа «циКЛотроном»). То есть, судя по всему, перед нами усилитель класса AB c двухтактными мостовыми каскадами, построенными на полевых транзисторах. Питание конструкции действительно впечатляет: суммарная емкость конденсаторов в фильтрах свыше 100 000 мкФ, а мощность основного трансформатора — 400 ВА.

Выходные транзисторы скрыты под платой и рассеивают тепло прямо на корпус. Качество сборки говорит само за себя, к тому же каждый экземпляр усилителя проходит 100-часовое финальное тестирование

Никаких темброблоков у Ragnarok, разумеется, нет, и пользовательское управление, помимо установки громкости, сводится к возможности выбора одного из трех выходных режимов (колонки, наушники, колонки+наушники) и трех уровней усиления: 0, 14 или 26 дБ. Первый лучше всего подойдет для чувствительных наушников, последний — для работы с акустическими системами. Кстати, имейте в виду, что если текущий уровень усиления можно определить по свечению светодиодов, то активный выход не обозначается никак. Более того, если не знаешь, как его переключить, без чтения инструкции догадаться об этом практически невозможно. Включаешь наушники, а они просто не работают — что хочешь, то и думай.

Conclusions

Overall the Yggdrasil and Ragnarok are Schiit’s greatest achievements to date and
this shows with its thorough design and beautiful sound. Just as the Yggdrasil
effortlessly reveals music in all its natural glory and detail so too does the
Ragnarok illustrate music with transparency and neutrality. At $2299 and $1699,
however, the stack do not come cheap and still represent a significant
investment for anyone potentially interested in its offering. While I also do not
think that the pair are as high in its price-performance ratio compared to the
Gungnir Multibit/Mjolnir 2, I still believe they are easily able to compete and
even best more expensive models. In addition, the versatility of the Ragnarok
is an invaluable option for those with large and diverse collections of audio
equipment looking for that all-in-one solution. Together with their durable
two-piece aluminum chassis and generous 5 year warranty, the Schiit Yggdrasil
and Ragnarok are a highly recommended end-game purchase that will serve you for
many years to come. 

Unless otherwise indicated, this is a preview article for the featured product. A formal review may or may not follow in the future.

Like This? Check out our other AV Gadget Reviews!

Древо жизни

По традиции начнем с названия, которое, как всегда у Schiit, преисполнено глубокого мифологического подтекста. В данном случае Yggdrasil (в русской транскрипции «Иггдрасиль») — Мировое древо, олицетворявшее для древних скандинавов, да и не только скандинавов, единство всех сфер мироздания — от преисподней в корнях до божественной выси над ветвями. Те, кто читал роман Нила Геймана «Американские боги», наверняка помнят олицетворявший его огромный ясень, на котором главный герой провел несколько незабываемых дней и ночей.

Кстати, Каббала трактует Мировое древо в том числе и как высшую ступень познания для существ нашего мира. И именно эта формулировка периодически всплывала у меня в сознании по ходу прослушивания самого дорого и продвинутого ЦАПа от Schiit. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое Hugr и как его собрать

Hugr — это, по сути, жизненная сущность или душа, по крайней мере, во вселенной Assassin’s Creed. Hugr Blooms привлекает потерянные души мертвых и поддерживается ими, собирая небольшое количество Hugr из душ. Это ценный товар в Свартальвхейме, и есть три способа собрать Хугра:

  • От Святилища Иггдрасилягде вы можете пожертвовать частью своего здоровья, чтобы восстановить Hugr
  • От Хугр Блумскоторые представляют собой большие светящиеся цветы, встречающиеся повсюду
  • Убивая врагов

Вам нужно будет собрать Hugr примерно из пяти Hugr Blooms, чтобы заполнить одну полосу, поэтому следите за этим. Когда вы используете способность, вы увидите, что синий круг вокруг активной силы истощается, пока не останется ни одной. Если у вас разблокирована вторая полоса Hugr, вы можете повторно активировать ее, чтобы она работала в два раза дольше.

(Изображение предоставлено Лорен А./Ubisoft)

Военно-медицинская филармония

Рабочий сетап на этот раз состоял из топового усилителя Schiit Ragnarok, который мы уже тестировали в тандеме с младшим братом нашего героя, ЦАПом Gungnir. В качестве источника выступал ноутбук MacBook Pro c программным плеером Audirvana Plus. Акустических систем мне на выбор было предоставлено две: EgglestonWorks The Fontaine Signature SE и JBL 4307. И те и другие колонки звучали интересно и, разумеется, абсолютно по-разному, однако акустическая ситуация в локации прослушивания оказалась очень сложной из-за ранних отражений от незашторенных окон и низкого потолка, а также других типичных проблем неподготовленного помещения. Так что окончательные наблюдения и выводы я делал сидя в наушниках Sennheiser HD700.

Тестирование сопровождали традиционные для продвинутых моделей Schiit щелчки, раздающиеся практически при любом прикосновении к органам управления. Дело в том, что на реле здесь построен регулятор громкости, плюс они же на всякий случай блокируют тракт при переключении входов и смене частоты дискретизации. Поначалу стрекотание слегка настораживает, но потом к нему привыкаешь, тем более что ресурс работы у реле под 15 миллионов циклов, и на надежности аппарата их присутствие не сказывается.

Не исключаю, что изучение нетривиальной схемотехники аппарата поначалу могло вызвать у меня легкое самовнушение, но первое, на чем сосредоточилось внимание, — абсолютная монолитность музыкальной ткани. Подобный эффект иногда можно ощутить на аналоговом тракте с виниловой вертушкой, причем необязательно заоблачно высокого класса

Лучше всего для его описания подходит банальный оборот «музыка льется». Но это на самом деле так: по-настоящему гармонично начинают звучать вещи, от которых досконально выверенной тональной эстетики как-то особо и не ожидаешь. Например, раскованный почти до вульгарности голос Бет Харт сплетается с филигранной гитарой Джо Бонамассы в почти осязаемую композицию, в которой, несмотря на жесткий драйв и асоциальный подтекст, нет ни одной лишней ноты, ни одной случайной интонации.

Немного адаптировавшись к неожиданно ожившей мелодике, начинаешь обращать внимание на безупречную детализацию практически во всем диапазоне. В том числе и на басах, которые можно полностью охарактеризовать всего двумя фразами: жесткий контроль и уверенная энергетика

Вокальный диапазон предсказуемо чист и на удивление человечен, если можно так выразиться. В нем нет ни малейших искусственных акцентов на сибилянтах, не говоря уже о конкретном цифровом песке. Интонации глубоки и абсолютно естественны. Высокие, особенно на треках Hi-Res, абсолютно свободны, легки и при этом хирургически чисты и точны.

Музыкальная сцена, насколько можно было судить по работе с мониторами среднего и дальнего поля JBL 4307, не отличается совсем уж космическим размахом, но до предела педантична (в хорошем смысле этого слова) в плане диспозиции и масштабов музыкальных образов.

Ни о каких жанровых предпочтениях связки ЦАП+усилитель не могло быть и речи. Наоборот, меня постоянно преследовало ощущение, что я скатываюсь на анализ различий в звучании разных колонок и наушников. Одним словом, нейтральность на грани полной прозрачности.

Честно говоря, в итоге я не смог найти никаких сколько-нибудь серьезных придирок к звучанию Yggdrasil. Тем не менее рискну предположить, что его саунд может вызвать у некоторых ценителей чувство внутреннего дискомфорта. И его причины будут крыться именно в аналитичности и нейтральности. Yggdrasil — не тот аппарат, который своим «почерком» будет льстить индивидуальным вкусам слушателей или возьмется компенсировать огрехи остальных компонентов, к примеру, сможет подправить тональный баланс акустики. Скорее он похож на знающего себе цену высококлассного музыканта, который окажется к месту в любой команде, но не потерпит рядом с собой посредственности и непрофессионализма.

Достоинства: Труднопредставимые для цифрового компонента натурализм и гармоничность воспроизведения. Отсутствие даже намеков на типичные недостатки цифро-аналогового преобразования.

Недостатки: Отсутствие пульта дистанционного управления. На качество звука этот момент влияет скорее положительно, но удовольствия от общения с аппаратом он не добавляет.

Цена: 209 990 рублей

Не фильтруй попусту

И по USB, и через оптику с коаксиалом аппаратик принимает цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц. Тут, правда, нужно иметь в виду, что далеко не у каждого источника порты Toslink способны работать на частотах дискретизации 176 и 192 кГц, особенно при максимальной битности потока.

Интересно, что на треках 24 бит/176 кГц и 24 бит/192 кГц передискретизация и, соответственно, цифровая префильтрация отключаются, и ЦАП переходит в милый сердцу экстремальных аудиопуристов режим NOS (Non Over Sampling). В нем линейности и фазе сигнала уж точно ничего не угрожает. Ну а что касается высокочастотных помех квантования, то разработчики, видимо, рассудили, что в этих форматах они и так задвинуты на высоты, с которых докричаться до слушателя крайне проблематично.


По размерам корпус сравним с чашкой больших наушников

Ну и для тех, кто еще не в курсе: нет, ЦАПы Schiit не декодируют нативные потоки DSD и режим DoP тоже не поддерживают. Это потому, что из двух зол — компромиссного качества DSD или резкого повышения стоимости аппарата — Майк Моффат решил не выбирать ни одного.

Звук

Благодаря полноценному питанию от сети, электролитам повышенной ёмкости и огромному трансформатору в блоке питания, усилитель не страдает от нехватки энергии, выдавая впечатляющую мощность на 32-Омную нагрузку — 1,5 и 5 Вт в небалансном и балансном режиме соответственно.

Блок питания Schiit Jotunheim

При этом выходной импеданс у него менее 0,1 Ом, а отношение сигнал/шум превышает 106 дБ. Имеется переключатель гейна, изменяющий коэффициент усиления. Такая совокупность параметров делает устройство максимально универсальным — оно «споётся» как с чувствительными многодрайверами, так и с тугими планарами.

Для тестирования Schiit Jotunheim были выбраны наушники Audio-Technica ATH-IM02 и Oppo PM-1, а также активные студийные мониторы Dynaudio Excite X14A. Источником цифрового сигнала служил ПК с проигрывателем foobar2000, плейлист включал в себя lossless-записи разных музыкальных направлений и жанров.

Jotunheim играет мощно, слитно, с особенной проработкой баса и нижней середины. Такая подача сдабривает музыку теплотой, при этом аппарат нельзя назвать темным — он не пренебрегает остальными участками диапазона, выдавая естественный вокал, точную локализацию инструментов и подробные, очерченные высокие частоты.

Сравнивать устройство такого уровня со встроенной в ПК аудиокартой бессмысленно. С первых секунд заметна недостача суббаса у PCI-карты, мутность середины, плохая проработка и неоформленность ВЧ — тарелки звучат как шуршание песка без градаций ударов и послезвучий, прочим инструментам также не хватает полноты звука. Большая часть проблем вытекает из некачественного усиления, звучанию не хватает напора и динамики на любой громкости. Логично, что в Jotunheim таких проблем нет.

С арматурными Audio-Technica ATH-IM02 усилитель продемонстрировал хороший контроль краёв диапазона и полновесное чистое звучание. На пониженном гейне можно без опаски крутить регулятор громкости — наушники не сорвутся в крик при малейшем повышении уровня сигнала. Наоборот, вливаемая мощность раскрыла весь потенциал этих «затычек», добавив масштаба и размашистости в их скоростной и точный характер — слушать с такой связкой хардкорные направления метала сплошное удовольствие. Например, альбом «In Hearts Wake — Skydancer» наотмашь лупит барабанами, щекочет уши собранными партиями на тарелках и наполняет черепное пространство густым рёвом электрогитар и вокальным гроулом.

Нелинейный импеданс многодрайверов никак не отразился на подаче Jotunheim — благодаря низкому выходному сопротивлению он играл без искажений частотки, сохранив изначальную подачу наушников.

С планарными Oppo PM-1 аппарат словно зазвучал в ещё одном измерении — звук обволакивает со всех сторон и располагает к прослушиванию чего-то симфонического. Тут придётся впору Apocalyptica и их одноимённый альбом 2005 года, в котором виолончельные партии гармонично вписаны в метал-аранжировку. Погружение в прослушивание обеспечено — каждый инструмент занимает отведённое ему место в оркестре и звучит разборчиво на общем фоне.

Эффект ещё сильнее, если подключить наушники по балансному выходу с лучшим разделением каналов и большей выходной мощностью. Любой звук становится более отчётливым и точно локализованным на огромной звуковой картине, а переходы прибавляют в размашистости и динамике. И без того достаточный запас громкости становится ещё больше, так что потенциально усилитель раскроет любые наушники, кроме, разве что, электростатов — их к нему банально нельзя подключить.

Schiit Jotunheim также подходит на роль предусилителя для активных колонок, отлично проявив себя с Dynaudio Excite X14A в балансном подключении к XLR-выходам. Полученный при этом звук можно назвать близким к референсу: ровный, глубокий, с подробными серединой и ВЧ. Такая связка радует максимально универсальной подачей, с ней можно слушать хоть бодрый рок, хоть камерный джаз. Лучшим образом она отыграла инструментальную музыку Эрика Трюффаза, сдобрив её аналоговой теплотой и объёмом. Струнные партии подробные, каждый щипок, каждое колебание струны передаются с дотошной ясностью. Духовые протяжные, но без синтетики и резкости на верхах — можно слышать все детали и не уставать от их количества. В общем, отличный сетап для долгого и вдумчивого прослушивания любых композиций.

Как получить Hugr-Rip в Assassin’s Creed Valhalla: Dawn of Ragnarok

Когда вы снова берете на себя роль Хави в «Рассвете Рагнарока», вы отправляетесь в Свартальфхейм на поиски своего сына Бальдра, похищенного Муспеллами. Муспелы также решили, что пришло время поработить и убить гномов, и Хави быстро оказывается втянутым в войну между ними.

После посещения Валки и возвращения в Свартальфхейм в огненном пламени вы начнете квест «В огонь», в котором вам нужно будет найти убежище с двумя спасенными гномами, Сигрун и Хальштейном. В качестве благодарности за помощь вы получите Hugr-Rip, мощную часть гномьей экипировки, позволяющую поглощать силы павших врагов. Вы можете улучшать его различные способности, разблокировать дополнительные слоты, чтобы активировать более двух способностей одновременно, и даже можете добавить вторую полосу Hugr, чтобы магия длилась дольше.

Вы экипируете его в кат-сцене и сможете сразу же начать использовать его, но сначала вам нужно собрать Hugr.

Изображение 1 из 2

(Изображение предоставлено Лорен А./Ubisoft)

Изображение 2 из 2

(Изображение предоставлено Лорен А./Ubisoft)

Schiit Ragnarok 2

Schiit Ragnarok 2 is a modular, remote-controlled integrated amp

Ragnarok 2 is the only modular, remote-controlled integrated amp that’s a great match for both speakers and headphones. Delivering full speaker power to the balanced headphone outputs, and debuting Schiit’s all-new Nexus differential gain stage, Ragnarok delivers performance that completely befits its name—in Norse legend, Ragnarok was the “end of the world.”

Modular Flexibility, Remote Convenience

Ragnarok 2 has two module slots that accept the same modules that many of the other products use, for flexibility and future upgradability. You can order Ragnarok 2 in one of two ways to suit your needs

Just An Amp with two RCA input modules installed, for a total of two balanced inputs and three RCA inputs, ready for you to add all your line-level sources

Fully Loaded with a MM phono preamp and a Multibit DAC, for a total of two balanced inputs, one RCA line-level input, one RCA phono input, and one USB DAC input—a single integrated solution for a variety of analog and digital needs

Both versions come with a standard milled aluminium remote control that allows you to select source, control volume, select headphone or speaker output, mute, and set gain.

Nexus: One Stage To Rule Them

Ragnarok 2 debuts Schiit’s unique differential Nexus gain stage for seamless interaction between single-ended and balanced sources. Nexus converts single-ended inputs to balanced outputs, and balanced inputs to single-ended outputs—in a single gain discrete gain stage, without gain differences between modes, and with good performance in all modes.

Power and Control for Speakers and Headphones

Ragnarok 2 delivers 60W into 8 ohms and 100W into 4 ohms, for excellent performance with most speakers. It also delivers full power through the balanced headphone jack (24W into 32 ohms) and quarter-power output from the single-ended headphone jack (6W into 32 ohms). With selectable gains of 1, 8, and 25, it’s compatible with a wide range of speakers and headphones.

Easiest 128-Step Relay-Switched Volume, Ever

The benefits of a relay-switched stepped attenuator for volume are clear. Compared to a potentiometer, they give you essentially perfect channel matching and near-unmeasurable distortion. However, some preamps with relay-stepped attenuators confuse you with buttons and screens. Not Ragnarok 2. Ragnarok 2 has a volume knob that works just like a volume knob—just grab and turn. And if you use the remote control, the motorised potentiometer changes to match the remote setting.

Designed and Assembled in USA

By “designed and assembled in USA» the vast majority of the total production chassis, boards, transformers, assembly,are companies manufacturing in the US. 

Откуда он взялся

Yggdrasil — это продолжение развития cjdns, только с чистого листа, разработчики участвующие в проекте cjdns в какой-то момент решили отделится от проекта cjdns и переписать всё с нуля. Это произошло из-за разногласий с основателем cjdns — по его задумке в сети должны были появиться супер-узлы, которые должны содержать полню карту сети, по их мнению — этот путь неверный и они хотели сохранить сеть одноранговой (когда каждый узел по функциям одинаков с остальными)

. Помимо этого — оригинальная сеть медленно развивалась из-за выбранных методов разработки и языков и она так и не смогла (за 5 лет) добратся до поддержки мобильных устройств, что в современном мире — не простительно.

Активность разработки

CJDNS

Yggdrasil

Arceliar — второй разработчик по количеству коммитов как раз покинул cjdns и основал совместно с neilalexander — yggdrasil.

Sample Rates

It’s probably important to address sample rates here because the Schiit DACs don’t do DSD – they only process PCM audio up to 24-bit / 192kHz. Some people will instantly click away at this point and that’s cool. I believe DSD audio can sound really good so I respect people who want DSD-capable DACs. Personally though I have no problems at all letting go of DSD. I have very little DSD audio in my library and can’t honestly say that it is consistently better than well-recorded PCM (WAV / FLAC) audio. Given how beautifully the Gungnir renders PCM audio I have no qualms about it not doing DSD.

To confirm, the Gungnir (Multibit or Delta-Sigma) will handle 44.1kHz, 48kHz, 88.2kHz, 96kHz, 176.4kHz, and 192kHz recordings at either 16-bit or 24-bit. Basically, if it’s a FLAC recording, the Gumby will be fine with it and will sound great!

Sound Quality: This is the Schiit!

Source selection button

When it comes to defining DAC sound quality, the differences in sound tend to come from two places – the ability of the DAC to manage jitter / signal errors and the characteristics of the output stage of the DAC (where it sends the freshly baked analogue signal to the outputs for your amplifier). The sum of the Gumby’s signal conversion and output stage results in a sound that is smooth and perhaps slightly warm. If I use the comparison of the Matrix X-Sabre as a reference point, the Gumby has an almost identical sound signature in that it’s slightly warm and wonderfully musical. Where the Gumby differentiates itself is in the smoothness. Initially, this smoothness was a bit off-putting and had me thinking the Gumby sounded a touch thick and rolled-off, but time and some warm-up soon corrected my initial erroneous impressions and allowed me to hear the Gumby’s true colours.

Саунд легок и прозрачен

Установленный в Modi 3 конвертор AK4490 занимает вторую по старшинству позицию в аудиофильской серии Verita, которая может похвастаться модифицированным механизмом дельта-сигма модуляции, значительно снижающим уровень высокочастотных шумов квантования. Для тонкого тюнинга саунда в чипе предусмотрено пять режимов цифровой фильтрации, и на каком из них остановились инженеры Schiit, можно только гадать. Если для Magni 2 Uber, как мне показалось, был выбран нейтральный и объемный Slow Roll-off, то рискну предположить, что здесь вполне вероятен переход на Short Delay Sharp Roll-off. Во всяком случае, свойственный ему легкий акцент на басах ощущается.

Если же говорить о звучании комплекта в целом, то оно производит очень позитивное впечатление. Данное ощущение складывается из нескольких составляющих. Во-первых, саунд легок и прозрачен (что говорит о действительно низком уровне искажений), причем такой характер прослеживается на наушниках практически с любым импедансом, за что отдельное спасибо очень низкому выходному сопротивлению Magni 3 (<0,3 Ом не зависимо от коэффициента усиления).

Помимо прозрачности, стоит отметить пластичность и рельеф вокального диапазона — вот уж не думал, что придется рассуждать о таких тонких материях в тесте аппаратиков по 12 000 рублей! Тем не менее, эта парочка действительно выдает весьма достойный, можно даже сказать, породистый звук.

Сила правильного питания

Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.

Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.

Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции

К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось

Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно

Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: