Тест акустических систем Old School Classic One HS: легкая подача сложных материй

Переосмысление прошлого

С героями нашего сегодняшнего тестирования реликт советских времён роднит в первую очередь географическое происхождение. Продукция под брендом Arslab, принадлежащим нашей небезызвестной , выпускается именно в Риге. В 2013 году для Arslab здесь был организован полный цикл собственного производства, главным инженером и техническим директором которого, стал, между прочим, Виктор Лагарпов, долгое время работавший главным инженером завода Radiotehnika.


В рояльном лаке колонки смотрятся не так провокационно, но ничуть не менее эффектно

Однако местом рождения, характерными деталями экстерьера и числом «90» в названии сходство двух акустических систем, по сути, и ограничивается. Дальше начинаются различия, причём весьма существенные.

Во-первых, в отличие от фазоинверторного духовного предка, Arslab Superb 90 собраны в закрытых ящиках. Соответственно, даже об отдалённом сходстве в характере звучания, по крайней мере на басах, забыть можно сразу.


В процессе написания материала пришла новость, что «Аудиомания» выделяет линейку акустики Old School в отдельный бренд

Корпуса объемные, и по нынешним временам, так сказать, неформатные: эдакие огромные полочники высотой 65 сантиметров. Чтобы расположить их на оптимальной высоте, потребуются невысокие стойки, вроде 40-сантиметровых Cold Ray C3. Помимо динамиков, на фронтальной панели имеется крупный шильдик с броским оранжевым логотипом «Old School», а также галетные переключатели корректировки АЧХ на средних и высоких частотах. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что в отличие от подобной системы в советских S-90, в нашем случае лёгкая частотная коррекция (± 2 дБ) на характере саунда практически не сказывается. Пожалуй, лишь при поднятии средних частот низкий женский вокал иногда может показаться чуть менее бархатистым.

Корпуса жесткие и прочные, с отличным качеством отделки. Вариантов оформления три: чёрный матовый, чёрная или оранжевая лакировка. Последний вариант явно припасён для людей эмоционально ярких и внутренне свободных. И, между прочим, в соответствующем интерьере смотреться он будет просто роскошно. Однако красота требует жертв, в нашем случае 25 500 рублей — именно столько придётся доплатить за глянцевый корпус независимо от цвета.


10-дюймовый драйвер Wavecor с пониженной частотой собственного резонанса

Система трёхполосная, и с первого взгляда обращает на себя внимание внушительный десятидюймовый НЧ-драйвер, который интересен он не только могучими размерами, но и выдающимся, во всех смыслах этого слова, подвесом. Это длинноходовый басовик производства Wavecor, специально разработанный для закрытого акустического оформления

Драйверы для работы в «закрытом ящике» сложнее в производстве и дороже своих собратьев, поскольку должны обладать как можно более низкой частотой собственного резонанса.


Могучий подвес обеспечивает большой ход звуковой катушки, а чтобы она при этом не вылетала из магнитного поля, применена магнитная система с вытянутыми вперед фланцами

А конкретно эта головка любопытна ещё и применением технологии Balance Drive. Сущность её заключается в использовании магнитной системы особой формы, сохраняющей стабильность воздействия магнитного поля даже при значительном смещении звуковой катушки. Шестидюймовый среднечастотник тоже производства Wavecor, а рупорный твиттер с шелковым куполом родом из Morel.

Момент истины

В целом можно сказать, что все три системы имеют схожий характер звучания, что неудивительно для колонок с практически идентичными размерами корпусов и динамиков. Однако разница в деталях все же чувствуется. Например, SVEN SPS-707 играют вполне сносно. Конечно, заявленный частотный диапазон сильно приукрашен, и реально акустика воспроизводит лишь самый верхний бас. Середина получается несколько зажатой, а к верху особых претензий не возникает. В сегодняшней тройке эта модель займёт последнее место, т.к. звучание характеризуется несколькими негативными нюансами. Во-первых, в нашем образце прослушивался ощутимый фон источника питания. Во-вторых, SPS-707 обеспечивает самую низкую неискаженную громкость. Говоря проще, слушать эту акустическую систему мы рекомендуем только на низкой или средней громкости, так как в дальнейшем качественные характеристики заметно падают.

microlab B77 нисколько не страдают повышенным уровнем фона: заметьте, что сегодня мы специально акцентируем этот момент ввиду использования нестандартных блоков питания. Реально акустика начинает эффективно работать примерно от 70–80 Гц, поэтому надеяться на полноценный бас опять же не приходиться. В целом же картина получается вполне нейтральной и приятной, что хорошо подходит для прослушивания музыки и кино. Но, к сожалению, в модели ярко выражен классический недостаток компактных по размеру систем. Сложная музыка в исполнении В77 просто «рассыпается», а при увеличении громкости заметно возрастают нелинейные искажения в низкочастотной области. Ради справедливости отметим, что microlab все же играет громче SVEN SPS-707.

Edifier R1280T тоже не может похвастаться особо впечатляющей нижней границей, захватывая в основном мидбасовый диапазон, что, собственно, честно отражено в технических характеристиках — от 75 Гц. Верх получается в меру чистым и прозрачным. Нехватки высоких частот нет, даже несмотря на скромные по размеру купольные динамики. При всем этом приятно удивила середина, поскольку для подобного класса колонок этот диапазон оказался вполне неплохо проработан; слышны мелкие детали, присутствует намек на полноценную атаку. И, главное, модель достаточно долго может сохранять неискаженный звук, громкости которого хватит даже для среднего помещения, а фон в динамиках нисколько не напрягает.

Потенциал контрабаса

Прослушивание я начал, разумеется, с треков ранних 90-х, а именно «Matters of the Heart» Tracy Chapman. Спокойный вокал Трейси, наполненный очень специфичными обертонами, зазвучал на удивление пластично и сбалансировано. При этом в нем не было и следа ватной мягкости, что подтверждали и струны её гитары — вибрации каждой из них воспринимались совершенно отчетливо и не замазано. Может быть даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако воспроизведение в целом казалось на редкость монолитным, гармоничным и на удивление открытым. Такое чувство гораздо чаще возникает при прослушивании винила на высококлассном тракте, чем при общении с CD.


Среднечастотник оснащен фазовыравнивающим телом, в просторечии — пулей

Еще одно яркое ощущение — роскошная работа в басовом диапазоне. Чтобы разобраться с низами как следует, ставлю Кристиана МакБрайда (Christian McBride), так как лучше хорошо записанного контрабаса, потенциал закрытого ящика ни что, пожалуй, не раскроет. Бас у представителей старой школы оказался очень внушительным, а для акустики их ценовой группы, рискну сказать, образцовым. Быстрые атаки отрабатываются без малейших потерь динамики, сложная тембральная структура музыкального материала не упрощается. Бас плотен, конкретен, но при этом не пытается конкурировать с другими частотными составляющими — его именно столько, сколько должно быть. Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем.


Действие корректоров АЧХ куда менее радикально и линейно, чем показано на рисунках рядом с ними, зато принцип работы понятен всем и сразу

Теперь о звучании в целом. Рупорные пищалки не грешат характерной окраской, да и диаграмму горизонтальной направленности зауженной я бы не назвал. Однако чтобы добиться правильного построения музыкальной сцены, с ориентацией колонок в пространстве стоит поработать. Даже если колонки не развернуты на слушателя, мягкие купола выдают довольно яркий для шёлка звук, однако поворот акустических осей заметно влияет на позиционирование и масштаб элементов звукового пространства.

С точки зрения техники

По конструкции Old School Monitor M2 — большой трехполосный полочник. Два порта фазоинвертора небольшого диаметра выведены на заднюю панель акустики в верхней ее части и настроены они чуть ниже 30 Гц. При заявленном частотном диапазоне от 38 Гц получается, что задача фазоинвертора — лишь немного приподнять нижнюю границу АЧХ.

Корпус собран из толстых листов 22 мм фанеры, а фасад и задняя стенка изготовлены из МДФ. Внутри корпуса находится перегородка, повышающая его жесткость. Кроме того, вся поверхность изнутри покрыта битумным виброгасителем. В результате корпуса получились прочные и акустически инертные. При простукивании они отзываются очень глухо, а вес одной колонки весьма внушителен. Винтаж делали из более тонкой фанеры, и весил бы он при том же размере меньше.


Твитер располагается в неглубоком рупоре, являющимся неотъемлемой частью его конструкции

Наружная отделка корпуса — сочетание натурального шпона зебрано и матовой светло-коричневой краски. Смотрится необычно, вполне в ретростиле и очень даже недёшево. Правда, я вместо краски использовал бы коричневую кожу — смотрелось бы куда богаче и интереснее.

По габаритам модель М2 несколько компактнее, чем флагман нового бренда Old School Classic One и их общий прародитель Arslab Old School Superb 90. За счёт этого Oldschool М2 смотрятся аккуратнее и в большей степени похожи на современные полочные мониторы.

Твитер, установленный в небольшом рупоре, произведён компанией Morel, среднечастотник и басовик изготовлены основным поставщиком Arslab — компанией Wavecor — китайским производителем, прямым преемником инженерных традиций Vifa, Scan Speak и Peerless.


Диффузоры басовика изготавливаются в Германии и помимо целлюлозы содержат стекловолокно, повышающее прочность

130-мм СЧ-драйвер с фазовыравнивающим телом в центре имеет плотный бумажный диффузор с точечным рельефным рисунком и резиновый подвес средней упругости. 200-мм басовик оснащен диффузором повышенной прочности, изготовленным в Германии из смеси целлюлозы и стекловолокна. Остальные детали динамика сделаны на собственном производстве Wavecor.

Для обеспечения эффективной работы басовика при большой нагрузке магнитная система имеет улучшенную конструкцию и называется Balanced Drive. Ее суть — в изменении формы магнитной системы для лучшего распределения магнитного поля вдоль траектории движения звуковой катушки. Выдвинув магнитопровод чуть вперед по ходу движения диффузора, инженеры уравновесили силу воздействия постоянного магнита на звуковую катушку в момент нахождения последней в двух крайних положениях. Таким образом, даже на высокой громкости дополнительные искажения не возникнут, а контроль не будет утерян.


Щпон зебрано с мелким контрастным рисунком хорошо гармонирует с выставленными напоказ срезами фанерных стенок

Клемм подключения у Old School M2 только одна пара, но зато каковы сами клеммы! Производители не поскупились на весьма недешевые WBT, которые и для звука хороши, и выглядят вполне олдскульно.

Не старые песни

Когда видишь перед собой классические полочные трехполосники, пусть даже и в окружении новомодной электроники, невольно ожидаешь от системы теплого звука с напористой рокерской серединой и выделенным верхним басом. Колонки Old School M2 оправдывают ожидания, но!

У разработчиков получилось совместить современный уровень натуральности и честности звучания и звуковой почерк акустики старой школы, причем так, чтобы они не исключали, а дополняли друг друга. Это выражается в некотором смягчении верхних частот, что делает звук тёплым и комфортным ровно настолько, насколько это уместно в исполнении подобной акустики. Поворот акустической оси относительно слушателя позволяет в небольших пределах варьировать яркость верхних частот и объем звуковой сцены. Мне больше всего понравился вариант, когда твитеры смотрят строго на слушателя, сцена получается естественной, а количество верхних частот наиболее близко к современному взгляду на этот вопрос.


Бумажный среднечастотник с фазовыравнивающей пулей, без сомнения, главное и сильное звено в конструкции

Детальность у М2 превосходная, что особенно ощутимо в среднечастотном диапазоне. Тембры голоса и живых инструментов слышны в мельчайших подробностях, они буквально чувствуются физически. Бас имеет ожидаемую фактуру: он достаточно плотный и мощный, управляется на удивление хорошо. По характеру больше похож на результат работы закрытого корпуса — четко очерченный, быстрый, упругий. Но на самых низких нотах ситуация меняется. Когда в работу включаются фазоинверторы, проявляется характерная для них гулкость, что тоже воспринимается как своеобразная дань прошлому.


Расположение фазоинверторов необычно — им нашлось место в верхних углах задней стенки

Больше всего меня удивила исключительная слитность звучания. Настроить трехполосную конструкцию весьма непросто. Многополосность часто влечёт за собой снижение динамики и нарушение пропорций звуковой сцены, так что ожидаемые плюсы перекрываются совершенно нежелательными минусами. Игра Old School M2 никаких типовых проблем трехполосок не показывает. Напротив, по цельности и монолитности звукового образа они напомнили мне хороший широкополосный динамик или двухполоску с простыми фильтрами. Такой характер подачи вовлекает слушателя в эмоциональное проживание музыки, буквально не давая возможности сконцентрироваться на отдельных деталях.


Old School — название которое как никогда точно отражает суть продукции

Прослушивание я начал, конечно же, с классического рока 70-х, и никаких вопросов ни к звучанию Цеппелинов, ни к исполнению хитов Дио у меня не возникло вообще. Для этой акустики музыка подобного рода абсолютно естественна. Далее рука как-то сама потянулась к Hi-Res записям Леонарда Коэна, и тут, как мне кажется, Old Shool М2 прозвучали ещё убедительнее. Современная музыка, будь то клубные треки или незамысловатые поп-хиты, также не стала проблемой для мониторов. Классика прозвучала на «отлично», а вот на финальном альбоме Дэвида Боуи «Blackstar» у меня, наконец-то, появились хоть какие-то претензии к звуку. Не подумайте, что М2 запутались в сложной фриджазовой ритмике или наслаивающейся друг на друга полифонии — с этим акустика справилась хорошо. В звучании мне не хватило четкости на краях диапазона; самые глубокие басовые ноты не были точны, а верха как будто осторожничали, не давая вырваться на волю самым острым и колючим звукам, которые присутствуют в записи в немалом количестве.


Вот так скромно и аккуратно разместилась пара клемм производства WBT

Для полноты впечатлений я решил послушать немного русской музыки, как дань модели S90 и звуку начала 90-х в частности. Приобщиться к творчеству Ласкового Мая не рискнул, признаюсь честно. Духу не хватило. Выбор пал на любопытный с музыкальной точки зрения альбом группы Агата Кристи — «Декаданс». И знаете, я открыл для себя хорошо знакомые песни совершенно по-новому. Ремастеринговая версия 2008 года сделана довольно качественно и хорошо передаёт безумную энергетику этой записи, а сочетание авангардного уральского рока с поэтическими конструкциями в духе Вертинского производят приятное впечатление.

На фоне коллег и великих предков

Тот класс качества и та точность, которую продемонстрировали Old School M2, конечно же, не идёт ни в какое сравнение с советской акустикой конца прошлого века, будь то S90 или любой из их клонов, производимых на других заводах и любовно дорабатываемых аудиофилами-любителями. А вот с не столь далёким предком новый монитор вполне можно сравнить. Arslab Old School Superb 90 изначально крупнее, чем Old School M2, следовательно и басом он несколько богаче. Хотя нижний спектр все равно похож по упругости, четкости штриха и общей энергетике.


С подбором компонентов для этой акустики можно экспериментировать долго, и с каждой заменой усилителя результаты будут все интереснее

Обе модели играют цельно, собирают композицию в бесшовное и гармоничное звуковое полотно, а по характеру — это аналоговая подача. Плюс хороший тональный баланс, благодаря которому живые записи играют реалистично.

Наконец, очевидная фамильная черта — высокая детализация и в целом высокий класс качества звука. Даже имея солидный ценник, акустика отрабатывает его в полной мере и, как мне кажется, заслуживает в партнеры лучшие в своем классе кабели и электронные компоненты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: