Electromotion esl x

Активные или пассивные?

Самый сложный и запутанный момент при классификации акустики MartinLogan — определить, являются они пассивными или активными. Сама электростатическая технология подразумевают подачу напряжения на статор, которое поступает не от усилителя, а от отдельного блока питания, что в некотором роде роднит эту акустику с традиционной активной. Но факт внешнего питания не отменяет необходимости использовать достаточно мощный усилитель, а значит, активной электростатическая все-таки не является.

Дальше — еще сложнее. Как было упомянуто ранее, практически все электростаты MartinLogan являются гибридными вследствие того, что содержат дополнительную низкочастотную секцию с традиционными динамиками. И в модельном ряду компании есть две серии таких колонок: в старшей серии Masterpiece низкочастотная секция — активная, а в младшей ElectroMotion — пассивная.

Таким образом, во всех случаях СЧ/ВЧ-секция неизменно остается пассивной (но с внешним питанием, создающим электростатический заряд), а НЧ-секция может быть и активной, и пассивной. Попавшая в наш модель ESL X принадлежит к серии ElectroMotion, а значит — это полностью пассивная акустика.

Sound Characteristics and Merits of Martin Logan ESL

The Martin Logan ESL looks stunning and elegant, the 34″ tall curvilinear XStat electrostatic transducer gives that premium flair and these speakers will definitely be the talk of the town at parties. At the bottom of the loudspeaker, you will find the low-frequency woofer which the shape and angles of the cabinet fit nicely with the electrostatic transducer. Thanks to the 8″ woofer, the Martin Logan ESL can go quite deep into the bass extension. The frequency response is 42Hz–22kHz (+/-3dB) which is really impressive for an electrostatic speaker at this price point. Still, there is a high probability they will need an additional subwoofer.

Aesthetically it will fit in well with most homes and should be easier to get spouses’ approval. It will look great with most amplifiers too, including valve tube amplifiers which may even look more awesome when paired with the ElectroMotion ESL. The speaker sensitivity is 91dB which is great as well. The impedance will be at 6 Ohms and the recommended amplifier power range of 20-300 Watts does indicate that the Martin Logan ESL will need high-powered amplifiers. This does filter out low-powered amplifiers from the list of potential amps. These speakers will require plenty of breathing space of about a meter away from the side and rear walls. You will need to trial and error on the best distance (listening/wall) and toe-in angle though.

The high-resolution sound quality immediately engages you and you will be impressed by how natural they sound. The Martin Logan ESL is able to deliver massive details, including subtle musical nuances, leaving no stones unturned. The insight of these speakers does show the flaws of bad recordings but never sounded overly analytical. The bass performance is fantastic as well, it has slightly more weight and fuller sound than most electrostatic speakers at the same price range.

The low-frequency reproduction of the Martin Logan ESL may not be as prominent when it comes down to the deep bass level or having the bass impact of big floor-standing speakers. There are still good enough for music, more importantly, detailed and agile, able to keep up with the rest of the higher frequencies, providing a well-balanced music delivery. The overall sound reproduction also has amazing clarity and doesn’t sound hard/harsh when playing at loud volumes. It is smooth and clean, with that sweet airiness that makes the music delivery sound immersive and alluring.

The stereo imaging is exceptional as well, musicians and instruments are highly defined on the wide spacious soundstage. Even at loud volumes, the various instruments are still clearly distinct. The level of loudness that the Martin Logan ESL can achieve, does make them ideal front left/right speakers in a home theater setup which is quite rare for electrostatic loudspeakers. The spatial sound quality and ample bass output, all for such a sane price point. What the Martin Logan ElectroMotion ESL electrostatic loudspeakers need now are the best amps to match and power them up.

Martin Logan ESL Specifications

  • Speaker Type: Hybrid Electrostatic Loudspeaker (Down-Firing Bass Port)
  • Drive Units: XStat CLS electrostaic transducer, 8″ (203mm) high excursion, high-rigidity paper cone woofer
  • Frequency Response (+/-3dB): 42Hz–22kHz
  • Recommended Amplifier Power: 20-300 Watts
  • Impedance: 6 Ohms
  • Sensitivity (2.83V/1m): 91dB
  • Dimensions: 1323mm x 229mm x 414mm | 52.1″ x 9″ x 16.3″
  • Weight: 16.1kg (35.5lbs)

В две стороны

Прежде чем поговорить о звуке детально, имеет смысл обратить внимание на еще одну особенность электростатического излучателя — характер излучения. Поскольку решетки статора, между которыми располагается мембрана, имеют одинаковую перфорацию — это, фактически, дипольный излучатель, создающий впереди и позади себя звуковые волны одинаковой интенсивности

При этом он не имеет корпуса, а значит, на ребрах излучателя происходит акустическое короткое замыкание, когда излучение от движения мембраны вперед встречается с аналогичным по силе, но противоположным по фазе излучением, возникшим при движении мембраны назад.

Таким образом, излучает направленно вперед и назад, но имеет минимальное излучение в стороны и вверх, что, в свою очередь, минимизирует нежелательные первые отражения от стен и потолка. А отражение звука, исходящего с тыльной стороны акустики, дает те же преимущества, что и у любой другой классической дипольной конструкции — делает звуковую сцену более объемной и глубокой.

Модель ESL X при практически любом расположении способна создать объемную сцену с равномерным заполнением помещения звуком. Что характерно — за исключением небольших зон сбоку от акустики, во всем остальном пространстве звук получается одинаково громкий, четкий и разборчивый.

Но большой ошибкой будет считать, что заполнение помещения звуком — это все, на что способны и для чего предназначены электростаты. Потратив достаточно времени на поиск оптимального расположения акустики, можно добиться голографической, фантастически точной проработки стереокартины, с осязаемыми трехмерными звуковыми образами, имеющими реалистичные размеры и пропорции.

Но передать навык по грамотному размещению акустики представляется достаточно сложным. Учитывая дипольный характер излучения, в формировании звуковой картины активно участвует помещение — особенно, стена, находящаяся позади акустики, что, по сути, делает каждую инсталляцию уникальной.

Из общих наблюдений можно заметить, что, несмотря на изгиб передней панели, все же сохранила ощутимую направленность — и зона, в которой звук будет идеально сфокусирован, вместит максимум двух человек. Чуть в стороне от нее уже заметно падение отдачи по верхним частотам, а звуковая сцена не кажется идеально четкой и голографически точной.

Второе наблюдение, применимое в различных условиях, — дистанция от тыльной стороны акустики до расположенной за ней стены. Оптимальное расположение привязано сразу к двум факторам: размерам помещения и расстоянию от акустики до точки прослушивания. По этой причине поиск оптимального расположения имеет смысл начинать от обратного процесса: поиска точек фокуса при различных вариантах установки.

Набранная таким образом статистика поможет найти оптимальное положение акустики относительно желаемого места прослушивания. Но будьте готовы и к тому, что ожидания не совпадут на 100% с возможностями — и наилучшая точка фокуса все-таки окажется не там, где бы вы хотели ее видеть.

Ну и последний совет — от Капитана Очевидность: ESL X требует достаточно большого помещения для прослушивания. Колонки высотой полтора метра и визуально будут смотреться странно в 10–15-метровой комнате, и со звуком сделать что-то стоящее вряд ли получится.

При этом больших комнат эта модель не боится — от слова совсем. Ощущение избыточного звукового давления появляется гораздо раньше, чем удается выкрутить ручку громкости до предела, а искажения при этом не проявляются даже в намеках.

Best Amps to match with Martin Logan ESL

The Peachtree Audio Nova300 is one of the best amps that have more than enough power to really drive the Martin Logan ESL speakers, we are looking at 450 Watts (4 Ohms) which is really high for an integrated amplifier at this price point. It uses a newer generation of ICEPower amplification which is slightly more musical sounding but has the efficiency of the Class D amp with clearer sound quality. The preamp section of the Peachtree Audio Nova300 is accurate and warm sounding in nature, with lower noise than its predecessor. Furthermore, there are a plethora of modern features such as an ESS Reference 9018K2M Sabre DAC, Home Theater Bypass, Moving Magnet Phono input, and more.

An amazing entry-level electrostatic speaker like the Martin Logan ESL will need equally impressive entry-level preamps and power amps such as the Parasound NewClassic series. The Parasound is popular for its high sonic performance but is sanely priced without compromise. For the preamplifier section, you can go with Parasound NewClassic 200 Pre, which comes with features like a built-in Burr-Brown DAC, 80Hz low pass sub output, dedicated headphone amp, and more. Match with the Parasound NewClassic 2250 v.2 which is a THX Ultra2 certified power amplifier. You got a sound system that is ready to make your Martin Logan ESL speakers sing.

If you prefer to go for an integrated amplifier, the Parasound Hint 6 will be one of the best amps to go for. The Hint 6 belongs to the Parasound renowned Halo series and is a high bias class A/AB amplification operation for greater sonic purity. Furthermore, the current capacity of the Hint 6 goes up to 45 amps per channel, along with the 270W RMS into 4 Ohms, it can drive your Martin Logan ESL with ease. It is a very well-balanced amp with incredible low-end management that packs a punch and the sweet sound quality is produced with plenty of details. A worthy amp to match your Martin Logan ESL electrostatic speakers.

The Wyred 4 Sound STI-500 v2 will make a great entry-level integrated amp for your Martin Logan ESL electrostatic speakers. The STI-500 has plenty of muscles and uses two mono amps built into one chassis for a cleaner and more dynamic sound quality. The sonic imaging is impeccable, along with the spacious soundstage, you’ve got a highly accurate and entertaining amplifier. Not to mention, there is great control over the bass reproduction which is taut and agile. The midrange is one of the amp’s greatest strengths which matches well with the Martin Logan ElectroMotion ESL. It is recommended to hear them out first.

The Marantz PM-KI Ruby is one of the finest integrated amplifiers that has been tuned by the sound master Ken Ishiwata and his team. If you are a big fan of the legendary Ken Ishiwata then you should definitely find the opportunity to audition the Marantz PM-KI Ruby. With a power output of 200 Watts (4 Ohms), it is more than sufficient to drive the Martin Logan ESL. This is a revealing amp that unravels a massive amount of details including the subtle ones, producing them out in spades. Even with such insights, it doesn’t sound clinical and the overall sound quality of the Marantz PM-KI Ruby is a suitable match with the smooth and clean sounding Martin Logan ESL electrostatic loudspeakers.

Wyred 4 Sound also makes amazing power amplifiers that are well within the price range of the Martin Logan ElectroMotion ESL. The power amps also use ICEpower audio technology. If you prefer Class AB amplification, you can check out Cambridge Audio Azur 851W and Parasound Halo series power amps. Parasound Halo power amps will be the better choice if you have a higher budget. Emotiva is also an excellent power amp choice and worth the time to check them out. Planning to get an additional subwoofer for that extra low-end oomph, then the MartinLogan Dynamo 800 X will be an ideal choice. As both speakers and subs are from the same company, they should work well together with similar sound signatures.

Свои методы

Электростатический излучатель в чистом виде — это тончайшая мембрана, расположенная между двумя металлическими решетками-статорами. При подаче высоковольтного напряжения, модулированного звуковым сигналом, между решеткой и мембраной возникает переменное электростатическое поле и мембрана приходит в движение.

Как показывает практика — делает это она куда точнее, чем диффузоры динамических излучателей, обеспечивая более линейную АЧХ и на один-два порядка меньший уровень искажений. Если не вдаваться в детали, электростатические излучатели выглядят идеальным решением для Hi-Fi.

Но если попытаться применить их для аудиофильских нужд на практике, появится немало технических проблем — тех самых, которые отпугнули от электростатов большинство производителей.

Первая проблема — воспроизведение низких частот. Чем ниже частота, тем больше должен быть рабочий ход диффузора. И если обычный динамик можно легко сделать длинноходным, обеспечив амплитуду диффузора в добрый сантиметр и даже больше, то мембрана электростатов имеет в разы меньшую рабочую амплитуду. Компенсировать отсутствие большого хода увеличением площади можно, но в этом случае даже для воспроизведения верхнего и среднего баса потребуется излучатель чудовищных размеров.

Справедливости ради надо сказать, что электростатический басовый излучатель существует — он реализован в одной из топовых моделей MartinLogan, но это тот самый фантастический High End, который балансирует на грани реального и разумного. А во всех остальных случаях инженеры компании используют куда более разумное и практичное решение — гибридную технологию.

В данной технологии средние и верхние частоты воспроизводит электростатический излучатель, имеющий разумные габариты, а нижние частоты вплоть до нижней середины воспроизводит один или несколько динамических излучателей.

Вторая проблема — направленность излучения. Плоская мембрана электростатического излучателя обеспечивает направленное излучение. Это совсем не заметно и не играет ни какой роли, если речь идет о наушниках, но весьма ощутимо при прослушивании акустической системы, которую придется направлять на слушателя еще более точно и строго, чем при использовании акустики, оснащенной рупорным или обычным купольным твитером.

С этой проблемой инженеры MartinLogan тоже справились, создав технологию CLS (Curvilinear Line Source) — электростатический излучатель, поверхность которого изогнута как секция установленного вертикально цилиндра.

Таким образом, сохранив линейность по вертикали, излучатель CLS дает равномерную отдачу по высоте и не обязывает пользователя манипулировать с высотой посадочного места, а изгиб мембраны дает рассеивание звука на 30° в горизонтальной плоскости, что обеспечивает зону комфортного прослушивания — достаточную широкую, чтобы разместить в ней более одного человека.

Такими методами электростатическая MartinLogan была избавлена от основных проблем технологии, а дальше уже начинаются частности, которые лучше рассмотреть на конкретном примере.

Проверка комплектации

Итак, понемногу разбираясь с матчастью, мы наконец добрались до виновника торжества. Модель ESL X — флагман серии ElectroMotion — отличается от своих младших собратьев увеличенным размером электростатической панели и большим диапазоном частот, который она воспроизводит.

В абсолютных цифрах речь идет об электростатическом модуле размером 1 020х220 мм или почти четверть квадратного метра по площади, который работает, начиная с отметки 400 Гц. Особенностью фирменных излучателей является использование сверхтонкой лавсановой пленки и облегченной конструкции металлических решеток-статоров.

Изогнутый профиль излучателя играет положительную роль в плане повышения жесткости конструкции, поэтому проблем с надежностью и нежелательными вибрациями не возникнет. В результате, на вид получилась легкой и изящной, а секция электростатического излучателя под определенным углом зрения выглядит прозрачной.

Диапазон 41–400 Гц воспроизводит пара 203-мм длинноходных динамиков с усиленными бумажными диффузорами. При взгляде строго в профиль можно заметить, что четыре стенки низкочастотной секции не параллельны.

Такая геометрия исключает возможность формирования стоячих волн, а оси излучения динамиков оказываются направленными не только в противоположные стороны, но еще и под разными углами к горизонту. На дне низкочастотной секции расположен порт фазоинвертора большого диаметра. Он работает благодаря высоким опорам-шипам. При необходимости шипы можно превратить в ножки с помощью резиновых защитных колпачков.

Излучатели согласованы посредством кроссовера, изготовленного по методу Vojtko и названному в честь одного из разработчиков компании MartinLogan. Суть метода заключается в рассмотрении всех электрических характеристик излучателей как неотъемлемой составляющей частотного фильтра.

Далее идут вполне традиционные методы — использование высококлассных компонентов фильтра и финальная доводка на слух в помещении аналогичном обычной жилой комнате. Для подключения акустики к усилителю используется две пары клемм, что в данной ситуации оправдано как никогда.

Больше чем обычно

Качество звучания — это тот критерий, который мы чаще всего привязываем к стоимости. «Играют колонки на свои деньги или нет?» — вот в чем вопрос! И скажем прямо: далеко не каждая High End оправдывает ожидания, имея на то полное право — ведь речь идет о максимальном качестве за любые деньги.

Но в случае с MartinLogan ESL X, стоимость которых сравнима с недорогим легковым автомобилем, именно этот вопрос не возникает в принципе. Степень прозрачности и детализации звука настолько высоки, что любой ценник будет казаться нормальным при условии, что источник и усилитель позволят это услышать. И это очень важный момент при оценке звучания электростатов, поскольку фактический уровень искажений, вносимых акустикой, может оказаться ниже, чем у компонентов — и именно их недостатки будут слышны.

Важно и то, что исключительная детализация сочетается с ровной фазовой и частотной характеристиками, а не акцентами в отдельных областях АЧХ, как это бывает в некоторых студийных мониторах и домашних колонках. И даже сочетание электростатического диполя с диполем динамическим, работающим в том числе и в области нижней середины, ровным счетом никак не повлияло на качество

Стык полос не заметен — низкочастотная секция неотличима по характеру звучания и не определяется в пространстве как отдельный источник звука. Отчасти этому способствует достаточно большая дистанция прослушивания, однако основной вклад вносит продуманное взаимное расположение излучателей в пространстве и относительно друг друга — ну и, конечно же, фирменный кроссовер.

также примечательна отличной микродинамикой и цельностью звучания. Наиболее интересен тот факт, что требуя высокого качества от электроники, акустика на удивление лояльно относится к качеству контента. Мастеринг попроще и низкобитрейтное потоковое аудио слушать можно — и оно не вызывает дискомфорта и органического неприятия, как это нередко бывает на системах, обладающих высокой детальностью.

Если отнестись к звучанию максимально строго и требовательно, слабые стороны у MartinLogan ESL X также можно обнаружить. Например, металлические звуки передаются смягченно — даже при прослушивании в точке фокуса. Это можно заметить в сравнении со звучанием ленточных и, скажем, алюминиевых купольных твитеров. От этого звон металла и звучание медных духовых передается несколько смягченно и не так естественно, как, например, звучание голоса или деревянных духовых.

Еще одна особенность: яркие и хлесткие звуки — например, удары по малому барабану — воспроизводятся подчас уж очень деликатно. Иногда даже кажется, что разработчики специально все организовали таким образом, чтобы не доставляла слушателю дискомфорта.

Для прослушивания камерной классики, барочной музыки или спокойного джаза в духе Норы Джонс характер акустики подходит превосходно. Слушал до мелочей знакомый «Сome Away With Me» — саунд настолько текучий и обволакивающий, что буквально осязаем. Схожие ощущения вызывает и аналогичная по характеру электронная музыка — например, Dido или Moby.

Особые впечатления доставила музыка восьмидесятых. Все эти гейтированные барабаны и аналоговые электронные звуки воспроизводятся очень органично. И даже звучание рока, записанного в те годы, воспринимается абсолютно цельным. Надо ли говорить, что альбомы вроде «Brothers in Arms» и «In The Air Tonight» можно слушать бесконечно — и каждый раз пробирает до глубины души.

Современные записи разных жанров впечатляют уже другими свойствами: превосходной детализацией, безграничным ощущением пространства или, напротив, нарочито низкокачественным мастерингом, который в исполнении MartinLogan ESL X ощущается исключительно как красивый художественный прием — нечто цельное и завершенное. И вне зависимости от того, в каком стиле выполнен мастеринг, каждое талантливое и искреннее исполнение берет за душу не хуже, чем пластинки, проверенные десятилетиями.

С репутацией эстетов и неженок эта модель успешно борется, воспроизводя самые энергичные форматы танцевальной музыки и самые тяжелые направления индастриала. Очень интересно было слушать экспериментальную музыку, записанную в высоком качестве — например, альбом «Unicorn» Therr Maitz, в котором легкий инди-рок соседствует с хитрой электроникой и замороченным фри-джазом.

Ни один трек из альбома не стал проблемой для MartinLogan ESL X — и неизменно радовал превосходным звучанием. На такое способна не каждая акустика — даже из высшей лиги.

Выводы

MartinLogan ESL X обладает эталонным сочетанием высокой детальности и ненавязчивой подачи. С одной стороны, в ее исполнении хорошо слышно как плюсы, так и минусы записей, но с другой стороны — воспринимаются исключительно положительные черты, и даже из самых скромных релизов акустика способна вытащить суть, энергетику и эмоциональный заряд. Неагрессивный характер звучания идеален для длительного прослушивания — как вдумчивого, так и фонового.

Не стоит сбрасывать со счетов и исключительно эффектную внешность акустики. Они способны влюбить в себя одним только дизайном — а тут еще и со звуком все очень интересно. Похоже, это джекпот!

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector