Подключение активного сабвуфера в автомобиле
1. Подключение линейных RCA-выходов магнитолы с RCA-входами сабвуфера (LOW IINPUT). Подключать необходимо обычным RCA кабелем (2 тюльпана — 2 тюльпана или пара кабелей тюльпан-тюльпан). В случае отсутствия RCA-выходов на магнитоле подключаемся к HI INPUT.
2. Подключение питания. Плюсовой кабель от аккумулятора (через предохра-нитель) к +12В клемме сабвуфера (питание), минусовой кабель от аккумулятора (либо с корпуса авто) на клемму сабвуфера GND. Предохранитель ставится в 10-20 см от аккумулятора.
3. Подключения сабвуфера к проводу REM на магнитоле. REM — управляющий провод. Ведется от магнитолы к одноименной клемме REM на сабвуфере, подключается к проводу «синий/белый» (см. в инструкции), который торчит из связки проводов на магнитоле, обычно подписан. На нем, при включении магнитолы, появляется напряжение питания. Провод можно взять любой по диаметру, ток минимальный.
Технический комментарий (С.П.)
Компактность — свойство, которое можно только приветствовать в любой бытовой технике. Когда же дело касается сабвуферов, габариты пусть и не прямо пропорциональны характеристикам, но определенная зависимость здесь так или иначе прослеживается. Сделать басовик небольшим, но глубоко проникающим в низкочастотную часть акустического спектра мешают законы физики.
Для диапазона ниже 100Гц нужны большие динамики, массивный корпус и мощный усилитель. Вместить все это в коробочку размером с полочную колонку крайне сложно, особенно если есть цель произвести качественный продукт. Но инженеров Dynaudio в халтуре заподозрить нельзя, поэтому от кубика с гранью 30 сантиметров ожидаешь чего-то необычного.
Дизайн минималистичен, вся лицевая панель занята десятидюймовым диффузором. Корпус закрытого типа покрыт рояльным лаком двух вариантов расцветки — черным или белым. На задней панели предусмотрены стереовход и стереовыход для работы в режиме трифоника, а также сквозной монофонический LFE порт, предназначенный для коммутации со звуковыми процессорами.
Наличие выходов подразумевает возможность последовательного подключения нескольких сабвуферов. К сожалению, отсутствуют какие бы то ни было средства управления питанием, кроме тумблера. Нет ни ДУ, ни триггера. К регулируемым параметрам относятся частота среза и громкость. Мощность встроенного усилителя заявлена на уровне 200Вт.
В звучании (а правильнее сказать басовой поддержке) чувствуется хороший контроль и динамичность. Бас упругий и четко очерченный, хорошо дополняет любую пару колонок. Для музыки — то, что надо. Но есть и неизбежные минусы, проистекающие из миниатюризации. Предельно низкие частоты, вроде литавр, взрывов и раскатов грома, такой маленькой коробочке не по силам.
И было бы нормально, если б они просто «проглатывались», но аппарат пытается воспроизвести их, что приводит к непредсказуемому поведению диффузора и посторонним звукам. К сожалению, регулировками сабвуфера невозможно задать нижнюю границу воспроизводимых частот и акустические артефакты возникают чаще, чем хотелось бы.
Решение этой проблемы, впрочем, лежит на поверхности. В файлах mp3 тот сегмент частот, который вызывает проблемы у Sub 250, просто отсутствует. И при использовании данной модели с док-станцией для iPod каких-либо проблем скорее всего замечено не будет. Данная область применения отлично согласуется и с компактностью прибора, который призван поддержать пару небольших сателлитов или саундбар.
В составе мультимедийных систем он будет на своем месте, его возможности раскроются в полном объеме, а недостатки нивилируются. Цена на первый взгляд кажется высокой, но для изделия с шильдиком Dynaudio это самый доступный вариант.
Сравнительная таблица моделей
Для более наглядного сравнения представленных выше моделей используем сравнительную таблицу характеристик.
Модель | Мощность (Вт) | Чувствительность (дБ) | Импеданс (Ом) | Частоты (Гц) | Цена (руб) |
Blaupunkt GTb 8200A | 75-200 | 92 | 2 | 30-200 | от 5 885 до 6 706 |
Урал AS-D12A Red Hurricane | 300-950 | 91 | 4 | 20-250 | от 7 029 до 8 345 |
JBL GT12BP | 300-1200 | 93 | 4 | 45-130 | от 4 885 до 6 059 |
Pioneer TS-WX130DA | 50-160 | 95 | 1 | 20-200 | от 9 988 до 11 437 |
JBL Stage 1200B | 250-1000 | 91 | 4 | 34-200 | от 5 109 до 6 978 |
Pioneer TS-WX210A | 70-150 | 101 | 4 | 40-150 | от 11 244 до 14 541 |
Pioneer TS-WX300TA | 350-1300 | 114 | 4 | 20-130 | от 9 291 до 11 046 |
Blaupunkt GTT-1200 SC | 200-600 | 91 | 4 | 35-500 | от 2 871 до 3 996 |
Mystery MBB-306A | 250-550 | 93 | 4 | 25-200 | от 6 903 до 7 847 |
Alpine SWT-12S4 | 300-1000 | 92 | 4 | 28-200 | от 5 882 до 7 900 |
Как выбрать сабвуфер в машину
Прежде чем выбирать сабвуфер для автомобиля, необходимо разобраться в его надобности. Для использования аудиосистемы как источника новостей и фона, заглушающего монотонный звук двигателя, вполне достаточно штатных колонок. Если же дорога без музыкального сопровождения нагоняет тоску, а восприятие любимой мелодии не ограничивается одной лишь громкостью, без хороших «низов» не обойтись.
На выбор акустики влияет объем салона, качество звукоизоляции, наличие свободного пространства и элементов, подходящих для монтажа динамиков. Вносимые изменения не должны негативно отражаться на интерьере, исключать загромождение, а также не перегружать бортовую сеть. Подбирая подходящее звуковое оборудование, помимо собственных предпочтений, автомобилисту необходимо рассмотреть массу нюансов.
Тип сабвуфера
Решение, какой сабвуфер в машину лучше: активный или пассивный, зависит от показателей, которые не остаются без внимания каждого автовладельца:
- Цена. Дополненные усилительной аппаратурой активные акустические системы обходятся дороже пассивных;
- Установка и запуск. Скомпонованные в готовом корпусе активные сабвуферы после несложного соединения с аудиосистемой готовы к работе. Пассивной акустике необходимо согласование с усилителем, подбор фильтров и настройки, требующие специальных навыков.
- Качество звучания. Профессионально настроенные пассивные акустические системы зачастую звучат лучше промышленно скомпонованных аналогов.
Пассивная акустика предполагает модернизацию. После извлечения из автомобиля активный сабвуфер можно использовать как самостоятельное мобильное устройство.
Корпус
По типу корпуса сабвуферы для автомобиля разделяют на закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждому из них присущи свои особенности:
- Закрытый ящик. Простой, компактный. Не выделяется громкостью, но гарантирует ровные АЧХ;
- Фазоинвертор. Нуждается в увеличенном рабочем объеме. Исключает перекрытие трубы или щели фазоинвертора. При соблюдении условий установки гарантирует качественный бас с удвоенной мощностью;
- «Бандпасс». Дорогая акустика с возможностью настройки под определенный музыкальный жанр.
Установка и настройка бескорпусного сабвуфера будет эффективной при наличии соответствующих навыков или при обращении к специалистам.
Диапазон частот
Реальный частотный диапазон автосабвуферов редко совпадает с тем, который представлен сопроводительной документацией, и равен 35–120 Гц. Чтобы избежать локализации звуковых волн и предупредить перегрев катушек, акустику оборудуют регулируемым LPF-фильтром, позволяющим снижать частоту среза 80–100 Гц. Нижним пределам также нужна «подрезка», поскольку инфранизкие, неслышимые человеческим ухом, частоты при чрезмерной мощности губительно отражаются на подвижных частях динамической головки. Избежать такой ситуации позволяет HPF-фильтр или «сабсоник», который предусматривает срез частот ниже 30 Гц.
Мощность
Написанная на упаковке мощность, измеряемая цифрами с тремя нулями, не является поводом для безоговорочной покупки сабвуфера. Чтобы привлечь потенциального покупателя, производитель указывает максимальные или пиковые параметры. Однако главным показателем является номинал. Чем он выше, тем больше шансов, что низкочастотная акустика выполнит поставленные перед ней задачи.
Причины приоритета высокой мощности:
- Низкочастотные динамики менее чувствительны, чем их аналоги, рассчитанные на средние и высокие частоты;
- Звуковым волнам от сабвуфера приходится преодолевать массу препятствий, представленных сидениями, задней полкой, предметами интерьера;
- Без соответствующего усиления человеческий слух менее восприимчив к низкочастотным звукам;
- НЧ-звуки смешиваются с шумом двигателя, поглощаются звукоизоляцией салона;
- Не каждая музыка сопровождается должным уровнем басов.
При выборе между двумя одинаковыми по мощности сабвуферами, предпочтение отдают устройству с большим диаметром звуковой головки или большим числом динамиков.
Способ подключения
Чаще всего связующим звеном между источником звука и акустической системой становятся кабели RCA или «тюльпаны». Наличие этих разъемов исключает проблемы с согласованием устройств. Чтобы подключить сабвуфер, можно задействовать так называемый высоковольтный вход, который подразумевает съем сигнала с акустического выхода источника.
При покупке звукового оборудования необходимо убедиться, что оно укомплектовано проводами, соответствующими разъемам автомобильной аудио аппаратуры.