Так почему же винил все еще покупают?
Начиная с середины нулевых продажи виниловых пластинок стремительно растут. В 2005-м было продано около 900 тысяч пластинок, а в 2021 уже почти 17 миллионов — и темпы роста не снижаются. Сейчас все идет к тому, что в ближайшие пару лет продажи винила могут обогнать CD-диски, последний раз такое было в 1986 году.
Если разбираться в причинах подробнее, то выйдет отдельное огромное эссе. Определенную долю продаж все еще делают аудиофилы, убежденные, что самый качественный звук возможен только на виниле. Хотя цифровые lossless-форматы, конечно, обеспечивают более качественный звук, если смотреть на него с математической точки зрения. А если «с живой» — то у винила свои особенности и его «ламповость» никто под сомнение не ставит.
Но это капля в море. Хардкорные фанаты аналогового звука чаще охотятся за старыми пластинками. В этом есть смысл, ведь до наступления цифровой эры, музыку иначе записывали и сводили, оглядываясь на ограничения винила. Так, на пластинку нельзя было бы напрямую записать большинство современных рэп-композиций из-за слишком глубокого баса и перепадов между высокими и низкими частотами. Игла с таким мастерингом будет просто «соскакивать» с бороздок на пластине, создавая эффект клипирования и портя сам носитель. Сегодня песни мастерят иначе, музыка стала более громкой и «непредсказуемой».
При этом статистика показывает, что значительная доля продаж винила приходится именно на современные релизы. А их редко мастерят отдельно под винил-релиз — обычно все ограничивается только компрессией, чтобы убрать неприемлемые для формата пики. Так что дело вовсе не в аудиофильстве и погоне за качеством. Просто в эру фастфуд-музыки к самым любимым альбомам хочется приобщиться сильнее, сделать что-то большее, нежели просто нажать кнопку «добавить» в Apple Music. Виниловая пластинка увековечивает любимый релиз, она солидно выглядит, упакована в приятную полиграфию и требует сосредоточения, чтобы ее послушать.
Основные особенности
Несмотря на то, что виниловые проигрыватели есть уже очень давно, за прошедшие полвека их конструкция не претерпела особых изменений. Более того, многие виниловые проигрыватели служат не по одному десятку лет и цена на некоторые модели середины-второй половины 20-го века может соперничать с современными проигрывателями. На цену винилового проигрывателя влияет много факторов и один из них – наличие или отсутствие определенных свойств. О наиболее важных я расскажу ниже.
Привод
Под данной особенностью имеется ввиду механизм вращения планшайбы. Различают три вида привода – прямой, ременной (пассиковый) и роликовый.
Прямой привод больше подходит для диджейских установок, ибо на данном типе привода можно заниматься скетчингом (вращать пластинку для искажения звука). Однако, прямой и роликовый приводы не очень подойдут ввиду большого количества передаваемой вибрации, что сильно влияет на звучание.
Наиболее популярным приводом является ременной (пассиковый) – за счет своей гибкости он “гасит” большую часть вибраций, которые возникают при работе проигрывателя и обеспечивает плавное вращение пластинки. Тем не менее, есть у данного типа привода и свой недостаток – пассик имеет свойство изнашиваться, растягиваться и необходимо будет прибегнуть к замене.
Картридж
Основной компонент любой виниловой аудиосистемы. Любой картридж состоит из иглы (которая непосредственно соприкасается с пластинкой), иглодержателя и генерирующую систему. Все это “завернуто” в корпус, позволяющий защитить внутренности. Многие аудиофилы предпочитают использовать алмазные иглы, ибо только они способны передавать кристально чистый звук и при этом обладают высочайшей износостойкостью и надежностью.
Различают два основных типа головок – ММ и МС.
ММ – головки с подвижным магнитом. В звукоснимателях с подвижным магнитом есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.
МС – головки с подвижной катушкой. Данный тип головок, как и ММ, имеет схожие преимущества – малая прижимная сила, широкий диапазон частот и прочие. В случае с МС-головками (в отличие от ММ) магниты всегда остаются неподвижными, а движется лишь катушка. Это позволяет уменьшить массу механизма, а также более плавно и детально скользить по канавкам нашей пластинки. Тем не менее, данный тип головок, несмотря на свою широкую популярность, обладает одним весомым недостатком – не съемная игла. Со временем игла износится, но в отличие от ММ-головки, где ее можно заменить отдельно, МС-головку придется менять полностью, что стоит довольно серьезных денег. Особенно если речь идет про старый проигрыватель компоненты к которому найти довольно сложно.
Тем не менее, наиболее популярным типом головок являются именно МС, хотя и стоят они значительно дороже.
Тип заточки иглы
Типы заточки иглы
Наиболее популярным типом заточки является сферический (или же конический). В данном случае конец иглы имеет сферическую форму и обладает диаметром не более 15мкм. Однако, следует отметить, что основная причиная популярности данного типа обусловлена более демократичной ценой.
Если говорить о более качественных иглах, то следует отметить эллептические и гиперэллептические иглы – именно они позволят идеально снимать звук с пластинки. При этом данные типы требуют весьма точной настройки с которой едва ли справится новичок.
Другие мелочи…
Также, хорошие виниловые проигрыватели обладают антискейтингом, имеют функцию автоматического старта/остановки проигрывания (но это уже больше для удобства), поддержка разных видов пластинок и скорости вращения.
Часто обращают внимание на вес – считается, что проигрыватель менее 7кг является не очень надежным. При этом материал корпуса должен быть из дерева (особенно ценных пород), но это уже слишком далеко и походит на поговорки или приметы
Материал диска и мата
Поворотный диск может быть отлит из металла (обычно из алюминиевого или магниевого сплава), либо изготовлен из акрила, стекла или MDF. Если диск развязан со столом, его масса больше влияет на характеристики, нежели материал, из которого он изготовлен. В прежние времена маты делались почти исключительно резиновыми, и лишь в студийных проигрывателях встречались фетровые маты. В зависимости, от сочетания материала диска и мата звучание проигрывателя может становиться либо наполненным, либо пустым на средних частотах. Бас может приобретать некую вальяжность, либо, наоборот, становиться нервным. По некоторым данным, «твёрдый» мат лучше работает с «твёрдым» опорным диском, и наоборот. По этому правилу к металлу и стеклу лучше идёт резиновый мат, а к акрилу или MDF подходит пробка или фетр. Диск на мат должен опираться большей частью своей поверхности. Если мат имеет лишь внешнее и внутреннее опорное кольцо, при воспроизведении могут возникнуть проблемы с чёткостью контроля баса. Мат должен исключить проскальзывание диска, а в проигрывателях с быстрым стартом фетровый мат может потребовать использования дополнительного прижима диска (clamp). Кстати, присутствие «клэмпа» во многих случаях благотворно влияет на плавность воспроизведения.
«Мечта сбывается и не сбывается»
Первые электропроигрыватели появились ещё в 20-х годах прошлого века и составили нехилую конкуренцию граммофонам и патефонам. Электронно-виниловый формат оказался настолько долгоиграющим, что хоть этим старичкам-проигрывателям и стукнет скоро сто лет, они по-прежнему не теряют своей актуальности и продолжают извлекать фантастические звуки.
Что касается меня, последний раз я сталкивался с виниловыми пластинками в глубоком детстве. У родителей был проигрыватель, который нам с младшим братом включали перед сном. И мы засыпали под песни «Бременских музыкантов», Юрия Антонова, группы «Браво» и прочих сказок. Естественно, все пластинки были производства легендарной «Мелодии».
Позднее всех этих замечательных исполнителей мы повыбрасывали из окна шестого этажа. Летели они знатно (не менее знатно потом летал ремень нашего бати). После того случая тяга к меломанству пропала: дальше кассетного плеера из ларька «Тысяча мелочей» дело не заходило.
Поэтому когда мне предложили потестить портативный проигрыватель Cruiser Deluxe Portable, я долгое время просто на него таращился.
Выглядел он, безусловно, стильно. Чтобы усилить эффект от ретро-шика, я выбрал твидовый вариант обивки. Портативный и лёгкий кейс (вместе с проигрывателем вес чемоданчика не больше трёх килограммов) скрывал в себе вертушку (планшайбу), лапку (тонарм) и пару крутилок. Я так и не выучил, как всё это правильно называется, но могу сказать точно — это одна из самых хипстерских штук, которые когда-либо видел.
Как дела обстоят с роликовыми проигрывателями?
Живут они в своей нише, и здесь можно встретить как культовые аппараты из прошлого, так и современные высококлассные кастомы на их основе, и даже некоторое количество новодельных аппаратов. Специфика роликов, да и сочетаний ролик-пассик в том, что все они так или иначе «красят» звук. Этот эффект может быть выражен сильно или нет, но присутствует он всегда. Это может быть очень благородная, эффектная, «вкусная» окраска, но вот чтобы ее не было — не получится. Такова уж особенность конструкции, пусть даже проигрыватель оснащен выдающимся подшипником, массивным диском и пребывает в идеальнейшем состоянии. Я совершенно ничего не имею против роликовых аппаратов, понимаю, чем они могут не просто нравиться, а прямо-таки завораживать, но я категорически против того, чтобы их считать эталоном точного и неокрашенного звука.
Привод современного проигрывателя Reed Muse C3. Конструкция двухмоторная, привод может использовать или два ролика, или плоский пассик Со скоростью тоже не все так просто. Одна часть старых роликовых проигрывателей не имеет регулировки скорости, у другой части она есть, но весьма примитивная. И все это вместе может требовать не только обычной настройки, но и подстройки в процессе — разогрелись подшипник и смазка в нем, разогрелся сам эластичный ролик (и это в том случае, если ролик в идеальном состоянии), и пожалуйста — все это влияет на скорость, которая может плавать в зависимости от времени работы. Впрочем, если взять примеры позднего шеллака и самого раннего винила, то на этих пластинках отклонения скорости за счет технологических процессов сами по себе куда как заметнее, чем отклонения скорости проигрывателя. Да и флуктуации эти очень плавные, не то что постоянное «дрожание», как у плохо работающего пассика.
Если рассмотреть ролик в современном исполнении, снабдить его хорошим блоком регулировки частоты (моторы у старых роликовых проигрывателей обычно переменного тока), или вовсе взять современный мотор с современной схемой? Будет интересно. Но также и со старыми аппаратами может выйти не хуже — на деле найдется, за что покритиковать, например, EMT 930, но до сих пор этот аппарат остается в списке культовых и стоит подороже многих. Как и Thorens 124, (который как раз не совсем ролик, а гибрид роликовой и пассиковой схем), как и многие другие. Немного отдельно находятся культовые Gates, Commonwealth и им подобные модели. Так что списывать со счетов ролик совсем не стоит, просто нужно понимать, что же это такое и что с ним делать.
В масштабе, относительно литой станины, можно понять, какими габаритами обладали моторы профессиональных роликовых проигрывателей. И это еще не самый крупный вариант
Тип привода
По большому счёту встречается три типа привода: пассиковый, роликовый и прямой. В прежние времена встречались экзотические конструкции, вроде гидравлического привода. Роликовый привод позволяет легко организовать подстройку скорости вращения. Может служить источником специфических вибраций, хотя при правильном выборе материала ролика этих вибраций можно избежать.
Прямой привод является наиболее завершённым с логической точки зрения. Обеспечивает наилучшую равномерность вращения. Коммутатор двигателя может служить источником импульсных помех, однако при грамотной прокладке проводов, уровень помех может быть достаточно низким. Пассиковый привод наилучшим образом изолирует диск проигрывателя от вибраций, но для подстройки скорости приходится применять хитрые системы. В наше время производители скорее выберут пассиковый привод с процессорной системой управления, нежели более простой и надёжный прямой привод с такой же системой. Высокоскоростной двигатель необходимо «отвязать» по вибрациям от стола. Двигатель либо подвешивают на пружинах или эластичных амортизаторах, либо же отделяют его от конструкции проигрывателя.
Выбор места для установки
Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от источников вибрации, включая АС.
Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему шагов. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком разрушительными.
Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризна вертушка к месту установки. Модель любой конструкции всегда выигрывает от грамотного расположения и солидной опоры.
История звукозаписи
Когда появились первые механические музыкальные инструменты? Они были созданы в эпоху Возрождения. Шарманки, музыкальные табакерки и шкатулки в нужный момент воспроизводили определенную мелодию. В этот же период были изобретены куранты и большие комнатные часы, способные издавать бой с определенной последовательностью тонов. Все эти инструменты представляли собой автоматы, издающие искусственно созданные звуки.
В 1877 году мир увидел новое изобретение. Американцем Томасом Эдисоном был создан механический фонограф, способный записывать звуки человеческого голоса. Свою задачу изобретатель решил при помощи валиков, покрытых оловянной фольгой. С ними соприкасалась стальная игла, соединенная со специальной мембраной из пергамента. Для осуществления записи, а также для воспроизведения звука валики вращались вручную. При этом на фольге игла выдавливала различные канавки. В тишине их глубина была постоянной. При появлении звуков мембрана колебалась, и игла фиксировала их, вдавливаясь в фольгу.
В 1885 г. изобретателем Чарльзом Тейнтером было предложено использовать восковые валики. В 1887 г. появился знаменитый граммофон. Его подарил миру изобретатель из Америки, имеющий немецкие корни, – Эмиль Бершлер. В граммофоне вместо восковых валиков Эдисона были применены плоские диски – пластинки. Переносной версией этого аппарата стал созданный в 1907 году патефон.
Двадцатый век подарил человечеству электрофоны и радиолы. С середины пятидесятых годов прошлого столетия в качестве материала для изготовления пластинок стали применять винил. Такие 33-оборотные диски прослужили до середины восьмидесятых. После они передали свои полномочия новым цифровым носителям информации, отличавшимся компактностью и удобством.
Винил начал сходить с дистанции в связи со своей неконкурентоспособностью. Проигрыватели и пластинки превратились в раритет и стали объектом коллекционирования.
Выравнивание
Определившись с местом для установки винилового проигрывателя, требуется его выровнять. Следует убедиться в том, что все составляющие строго горизонтальны и иглу можно точно установить в канавку. Для проверки лучше всего использовать небольшой спиртовой уровень.
Начинайте с цоколя проигрывателя
Принимая во внимание, что стойка сама по себе горизонтальна, все остальное не вызовет каких-либо проблем
Если по какой-то причине вам потребуется подстройка, то на этот случай воспользуйтесь настраиваемыми ножками. Ими оснащены почти все проигрыватели.
Затем проверьте уровень опорного диска. Чаще всего положение опорного диска фиксировано относительно цоколя, они параллельны друг другу. Но, тем не менее, проигрыватели с подвеской дают возможность немного менять их взаимное расположение.
Как правило, выравнивание производится на месте, но некоторым моделям необходимо специальное приспособление, за которым нужно отправляться к продавцу.
Разница между MC- и MM-картриджами
Для обеспечения максимальной степени передачи информации любой электрический интерфейс, в нашем случае картридж и фонокорректор, должены обладать соответствующими электрическими параметрами, такими как коэффициент усиления и импеданс.
Картриджи с подвижным магнитом имеют более ровные электрические характеристики, что дает возможность производителям проигрывателей разработать единственную схему, которая подходит практически всем. У картриджей с подвижной катушкой далеко все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не имеют отличий от своих MM-собратьев, тогда как у картриджей с низким уровнем он уступает им в разы. Это значит, что для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректору нужно обеспечить переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, а для MC-моделей потребуется от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также отличаются по сопротивлению, емкости и индуктивности. Все эти три показателя вносят вклад в общий импеданс. Если параметры подобраны верно, то оптимальный интерфейс между картриджем и фонокорректором обеспечен. И, как следствие, более качественный звук.
Почти все производители MC-картриджей задают приемлемые значения указанных параметров; но не стоит отказываться от возможности поэкспериментировать.
Вполне может быть, что именно в вашей системе несущественное изменение одного показателя сделает ее звук заметно лучше. В общем случае с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального баланса. Обычно его значение составляет от 100 до 500 Ом.
Показатели емкости могут варьироваться от 200 пикофарад до 1 нанофарада. Чем выше значение, тем сильнее отфильтровываются самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут слышны очень отчетливо.
Нужен ли диджеям винил?
Стоит особо остановиться на любви диджеев к винилу, такая игра приносит наибольшее удовольствие от самого процесса: скучать не приходится, все время приходится следить за процессом. Также игра на виниле производит впечатление на слушателей, для многих диджей — это человек, который крутит пластинки.
Плюсы использования винила
1. Качество самой музыки. Издание винила стоит больших денег, поэтому невыгодно издавать некачественный материал, который не будет продаваться.
2. Качество звучания.
3. Независимость от компьютера и сфокусированность на ушах.
4. Скрэтчинг — это полезный навык для диджея, который научит вас правильно вводить треки в микс, добавить немного «фишек» в подходящий момент, а также позволит вам записать уникальные звуки.
Минусы винила для диджея
1. Пластинки и иглы – дорогое удовольствие.
2. Неудобство транспортировки: сумка с винилом довольно тяжелая и при этом хрупкая.
3. Ограниченность музыкальной коллекции, что связано с тем, какое количество пластинок вы можете взять на вечеринку, что заставляет быть более избирательным при подборе материала.
Если вы начинающий диджей и не можете себе позволить покупку вертушек, выберите недорогой портативный проигрыватель и начните заниматься диггингом. Поищите крутые пластинки и создавайте свою коллекцию. Винил – это лучший выбор, чтобы начать микшировать музыку для других.
История звукозаписывающей индустрии началась с пластинок.
Если не считать ранних экспериментов с восковыми валиками и чем-то, лишь отдаленно напоминающим современные пластинки еще в XIX веке, то стартовой точкой для «винила» можно считать 26 февраля 1917 года. Тогда в Нью-Йорке, в здании компании Victor Talking Machine, была записана первая коммерческая грампластинка. А 7 марта того же 1917-го она была официально выпущена. Записывался квинтет из Нового-Орлеана — Original Dixieland Jazz Band. Да, на первой в истории коммерческой грампластинке звучал джаз, да еще и от белых музыкантов.
Стоит уточнить, что ранее музыка на пластинках уже выпускалась, но в основном это были отрывки классических произведений. Именно запись ODJB — ставшая крайне популярной — дала старт звукозаписывающей индустрии, а заодно и серьезно популяризировала джаз. Удивительно, но до этого никто не стремился записываться и продавать свою музыку, хотя возможности были еще с начала века.
Впрочем, джазом раннюю музыку ODJB назвать можно лишь условно. Музыканты квинтета были кельтских и итальянских кровей, а начинали с игры в марширующем оркестре. О джазе они узнали во время гастролей в Чикаго. Тогда же они поняли, что интерес к этой новой южной музыке растет. Вернувшись в Новой-Орлеан музыканты создали «джазовый» ансамбль — это было в 1916 году, а просуществовал он до 1925-го. Музыкальных навыков квинтета хватило, чтобы достаточно близко скопировать звук «черных» ансамблей. Да и признание в конечном итоге они тоже заработали — композицию Dixie Jass One-Step с их дебютной пластинки впоследствии часто играли и чернокожие музыканты.
Еще раньше — в 1916 году — на пластинку записался настоящий джазовый квинтет Versatile Four. Однако их запись была выпущена значительно позже, поэтому первопроходцами считаются все же Original Dixieland Jazz Band.
Подключение Электродвигателя На 127В Эдг-2П(Н) К Сети
#1 Paranoiker
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 32
- Регистрация: 29 October 12
Попал ко мне в руки по случаю старенький электродвигатель, использовавшийся в бытовой аудио-аппаратуре под названием ЭДГ-2П(н). Рассчитан этот зверь на питание переменкой, да не простой, а в 127В. Посмотрев в Интернете, понял, что его можно и 220В запитать, только вторую обмотку нужно последовательно соединить с конденсатором — и вперед.
Вот только терзают меня опасения — не опасно ли без гальванической развязки включать двигатель прямиком в сеть? Особенно учитывая тот факт, что его планируется приспобить в самодельную моталку (собираюсь намотать несколько звукоснимателей), следовательно, он будет в непосредственной близости от меня в случае чего. Не убьет ли?
Или достаточно будет его просто поместить в корпус и заземлить (занулить), а потом спокойно мотать?
Сообщение отредактировал Paranoiker: 22 July 2013 — 22:25
#3 Paranoiker
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 32
- Регистрация: 29 October 12
Vitalka, каюсь, но промстанки живьем не видел ни разу, вот в чем дело! Мне-то главное, чтоб не долбануло током, вот и все. /> Да, в стандартном включении есть конденсатор — факт, именно что для сдвига.
Трансформатора с отводом у меня ни одного нет, но как мне подсказал один камрад — можно прибегнуть к мощным диодам, как вариант. (А ведь это уже будет не переменка, тогда просто ограничусь кондером меж обмотками, должно взлететь, судя по статье из «Радио).
Итоги
Да, возможно после прочтения статьи у вас сложилось впечатление о том, что винил это очень дорого и сложно. От части это так. Учитывая, что в данной статье была рассмотрена только вертушка, а по факту для полноценной аудиосистемы нужно иметь еще и фонокорректор, и усилитель, и колонки, и кабели… Все это вылетает в копеечку и требует определенных знаний. Если у вас есть желание погружаться в эту тему и изучать, то все это не составит труда. Если хочется просто взять и купить готовый комбайн (со встроенными колонками, усилителем и фонокорректором), то можно зайти в ту же “Республику” и взять китайский проигрыватель, но нужно понимать, что звук таких проигрывателей очень далек от классического винила.
О других необходимых комплектующих я расскажу в следующей статье. До новых встреч!