Прослушивание со встроенным ЦАПом
С родным ЦАПом звук получился немного другим. Чуть мягче, с более аккуратной подачей верхних частот, цельной, как бы округлой. Определенно больше слитности. Однако есть и формализация, как бы усреднение звука, вне зависимости от записи — заметно это как на обычных, так и на хайрезных изданиях. В итоге сглаживаются недостатки урезанных форматов типа MP3. Понятно, что 128 Кбит/с вы заметите легко, но при меньшей компрессии угловатость звука будет не так явно указывать на свою «пожатую» природу.
Если сравнить воспроизведение с компьютера, с Bluetooth aptX плеера и с телефона при кабельном подключении к USB разъему на передней панели, то можно заметить, что аппарат пытается в некоторой мере уравновесить характер звука, сгладить его недостатки. Разница в форматах слышна, и сравнивать какое-нибудь потоковое радио с планшета и воспроизведение хайреза с компьютера некорректно. Точно так же, как нельзя утверждать, что аппарат все играет одинаково. Разница заметна, однако недостатки компрессированных форматов не так режут слух.
Индикация дисплея и прочая подсветка у аппарата читаемая, но ненавязчивая
В целом аппарат может выдавать достаточно цельный упругий звук, пусть не сверхдетальный, но честный, с неплохим объемом и наглядно-понятной сценой.
Что касается фонокорректора — он нормально справляется со своими задачами в поставленных рамках. В сочетании с бюджетным проигрывателем и ММ-головкой результат будет точно не хуже, а подчас и лучше, чем при использовании бюджетного внешнего фонокорректора. Хотя в ряде случаев, например, когда виниловых пластинок слушается много, можно задуматься и о выборе отдельного фонокорректора.
Что-то похожее можно сказать и о выходе на наушники. Какие-то серьезные наушники здесь будут излишними, но модели среднего сегмента, стоимостью примерно до 6-7 тысяч рублей вполне могут использоваться, и звук в равной мере будет зависеть от наушников и от усилителя — это уже точно тот случай, когда компоненты стоит подбирать достаточно внимательно. Хотя это утверждение справедливо в отношении любой составляющей тракта.
Под крышкой четырнадцатого
Теперь пора заглянуть под крышку аппарата. Внешне все выглядит прилично. Сборка аккуратная, конструкция уверенно-добротная. Дорогих аудиофильских комплектующих, понятное дело, нет, но кто бы стал их здесь искать? Зато есть классическое транзисторное усиление в классе AB (80 Вт / 8 Ом на канал) и внушительных размеров силовой тороидальный трансформатор. В схожем сегменте сейчас нередко встречается усиление D-класса, но пока все то, что мне довелось послушать, не убедило меня в однозначных преимуществах класса D. Встречались полуисключения, когда звучание, пожалуй, было неплохим, но вот чтобы однозначно лучше — нет. Поэтому усилительную часть Rotel A14 запишу в плюсы, но выводы оставлю на момент прослушивания.
Внутри у Rotel A14: транзисторное усиление в классе AB, увесистый тороидальный трансформатор в блоке питания. Вообще корпус заполнен достаточно плотно, в том числе и за счет платы ЦАПа
В целом корпус аппарата заполнен «под завязку»: в конструкции несколько плат, в том числе верхнюю часть корпуса занимает плата ЦАПа, построенного на чипе AKM с поддержкой сигналов до 32 бит/768 кГц. По оптике и коаксиалу ЦАП понимает сигналы вплоть до 24 бит/192 кГц, а по USB есть поддержка DSD и DoP. Для систем на Windows нужно скачать и установить с сайта Rotel специальный драйвер, системы на OSX воспринимают ЦАП нативно.
Фонокорректор усилителя рассчитан только на работу с ММ-головками и никаких настроек не имеет. В целом это логично, и, пожалуй, попытка встроить бюджетный фонокорректор с поддержкой МС головок была бы в данном случае излишней.
ОАО «Тантал»
Не все усилители, выпускаемые ОАО «Тантал» (табл. 16), имеют наименование. Разброс фаз от модуля к модулю +30° усилители имеют в диапазоне частот 0,84–0,91 ГГц и 1,03 ГГц. Модуляция выходного сигнала усилителей типов М42209, М42210 и М42143 обеспечивается импульсно-кодовой модуляцией колебаний СВЧ на входе. Усилитель диапазона частот 0,869–0,894 ГГц оснащен устройством дистанционного управления КУ сшагом 1 дБ в диапазоне 0–30 дБ, а суммарная выходная мощность приведена при усилении 40 дискретных сигналов с выходной мощностью 125 мВт каждый. В усилителях для диапазонов частот 0,84–0,91 ГГц, 1,03 ГГц и С имеется схема контроля выходной мощности.
Таблица 16. Усилители мощности ОАО «Тантал»
Усилитель для диапазона С применяется в системе, работающей в формате MLS в соответствии с нормами ICAO. Усилитель М42210 используется во вторичных локаторах с неселективным и адресным запросом в международных системах управления воздушным движением самолетов гражданской авиации. Во входных трактах приемной аппаратуры наземных, обзорных и бортовых РЛС используются усилители серий М42143, а в передающей радиоаппаратуре — М42209.
Коммутация и управление
Исходя из описания, уже легко представить и заднюю панель, плотно заполненную входами (правда, только небалансными) и дополнительными интерфейсами: выход с предусилителя, выход на вторую пару акустики, управляющая коммутация, включая триггеры и RS232, LAN разъем и дополнительный USB исключительно для зарядки подключенных устройств. Много всего, не правда ли? Да, но в данном случае это не просто удобно, но и является возможностью использования аппарата для работы с большим количеством разных устройств. Как я писал выше, если в High End разделение функционала приветствуется, то среднебюджетному «комбайну» все же чем больше, тем лучше.
Задняя панель Rotel A14. Возможности коммутации у аппарата больше, чем это часто бывает
Хотя в плане «больше и лучше» к аппарату есть определенные вопросы. Например, подключение к сети только кабельное, Wi-Fi нет. Использоваться это подключение может только для сервисных нужд, таких как обновление прошивки или управление — никаких функций стриминга данное подключение не поддерживает (впрочем, качественный стриминг в этой ценовой категории вещь невероятная, видимо, поэтому его и не реализовали).
Штатный пульт дистанционного управления вполне удобен и долгого привыкания не потребует
Однако если вы захотите использовать приложение Rotel Remote (есть для iOS и Android), вам тоже придется подключить провод. Отмечу, что на мой вкус приложение довольно примитивное, к тому же iOS-версия заметно притормаживала. Не знаю, как оно работает на Android, но рассчитывать на простое управление я бы не стал. Надеюсь, компания доработает и обновит его, и мы получим еще один удобный способ работать с техникой Rotel, ну а пока, если правильно подойти к коммутации, вполне можно обойтись и несколькими кнопками штатного пульта.
2-ый усилитель мощности Rotel RB-1582 MKII black
2-х канальный усилитель мощности в классе AB. Самая мощная модель в серии: 2 х 200 Вт (8 Ом). Диапазон частот 15 Гц – 100 кГц (± 3 дБ). Входы: XLR, RCA. Габариты 431x140x406 мм. Вес 18,5 кг. Цвет черный.
Компания Rotel продолжает совершенствовать свой топовый стереоусилитель мощности класса AB и выпускает его новую версию с индексом MkII.
Данный усилитель по прежнему остается самой мощной моделью в серии и выдает 200 Вт на канал (при 8 Ом). Обеспечить такие показатели ему помогает продуманный блок питания, включающий в себя массивный тороидальный трансформатор, помещенный в защитный футляр, а также набор из четырех конденсаторов общей емкостью в 60000 мкФ. Это специальные конденсаторы с перфорированными обкладками, которые отличаются высокой скоростью заряда/разряда. Благодаря этому модель MkII способна передавать динамичные музыкальные фрагменты без каких-либо смазок и сбоев, гарантируя точность и стабильность сигнала на выходе.
В цепях Rotel RB-1582 MKII задействованы отборные комплектующие. Топология схем левого и правого каналов соответствует принципу «двойное моно», причем печатные платы каждого из них расположены на отдельных теплоотводах. Для снижения помех и шумов заземляющие шины выведены на одну медную пластину в конфигурации «звезда». В дискретном выходном каскаде используются сильноточные биполярные транзисторы – по 10 штук на канал. Высокий коэффициент демпфирования обеспечивает неограниченную свободу в плане выбора акустики.
Модель Rotel RB-1582 MKII обладает тяжелым металлическим корпусом с передней алюминиевой панелью и элегантными угловыми вставками. В центре фасада имеется вентиляционная решетка с индикатором защиты. В левой части находится кнопка питания с кольцевой подсветкой. Аппарат оснащен датчиками, которые следят за его температурным режимом и за параметрами транзисторов на выходе. Система защиты срабатывает при коротких замыканиях, при выходе допустимых значений за пределы нормы и в других нештатных случаях.
В дополнение к несимметричному входу RCA усилитель получил балансный вход XLR. Для выбора между ними служит переключатель, расположенный на тыльной панели. Там же находятся отключаемые с помощью тумблера триггерные 3,5 мм разъемы (вход и выход). Есть 4 пары винтовых терминалов, которые позволяют организовать «би-вайринг» или «би-ампинг».
Rotel RB-1582 MKII соответствует принятой компанией Rotel концепции сбалансированного дизайна (Balanced Design Concept), которая выражается в комплексном подходе к разработке компонентов. Усилитель обеспечивает ураганную динамику, мощный драйв, но при этом остается чутким к тонкостям и деталям музыкального полотна. Модель умеет строить масштабную сцену и может использоваться в любой аудиосистеме.
Особенности стереоусилителя мощности Rotel RB-1582 MKII
200 Вт на канал при 8 Ом, усилитель класса AB Массивный тороидальный трансформатор Специальные конденсаторы в БП (общей емкостью в 60000 мкФ) 10 биполярных транзисторов на канал
Критерии выбора
Перед приобретением аппаратуры специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие моменты, чтобы не допустить ошибки при выборе. 1
Подобрать оптимальный тип усилительного элемента в зависимости от планируемого использования
1. Подобрать оптимальный тип усилительного элемента в зависимости от планируемого использования.
2. Определиться с количеством каналов по числу динамиков, их должно быть больше или равно. Такое правило особенно актуально для геймеров и киноманов, чтобы получить объёмный звук.
3. Найти девайс под имеемую акустическую систему. При этом учитывать следующее:
- самые лучшие показатели достигаются при работе на 70% возможностей при соотношении мощности усилителя к акустике 1,6:1,0, т.е. при «силке» в 1,6 кВт аудиосистема должна тянуть 1,0 кВт;
- реальная сила девайса определяется номинальной, а не максимальной мощностью, которую чаще указывают производители;
- снижение чувствительности акустики на 3 дБ требует усиления мощности девайса в два раза, т.е. для увеличения громкости с 57 до 60 дБ усилитель в 1 кВт надо увеличить до 2 кВт.
4. Коэффициент искажений должен быть в пределах:
- в диапазоне 40 Гц – 12,5 кГц гармонических деформаций – меньше 1%;
- в диапазоне 250 Гц – 8 кГц интермодуляционных искажений – не больше 3%.
5. Диапазон рабочих частот в пределах 20 Гц – 20 кГц. Чем он шире при выдаче прямой амплитудно-частотной характеристике, тем аппарат качественней. В случае падений на графике АЧХ такие участки звукового диапазона окажутся недоработанными.
6. Чёткость звучания определяется соотношением полезного сигнала к шумам, измеренным на полной громкости. Рекомендуется выбирать модели с параметром 90/100 дБ.
7. Учитывать размеры помещения, где будет работать система:
- на комнату до 15 кв. м достаточно 3-4 Вт/м2 на канал;
- на зал больше 25 кв. м требуется 5-7 Вт/м2.
8
Обращать внимание на наличие клемм с резьбовыми зажимами для коннекта к акустике, которые более надёжные по сравнению с пружинными защёлками
9. На поиске ТОП-овых новинок лучше не зацикливаться, потому что аппаратуру с двух-трёхлетней историей можно купить гораздо дешевле, а её качество почти ничем не отличается.
Где купить
Популярные модели продаются в специализированных торговых точках аудио или цифровой техники. Предлагаемую продукцию ведущих фирм и производителей там можно услышать в реальном звучании, ведь с тестированием аппаратуры в «полевых условиях» не сравнятся никакие обзоры. При этом менеджеры посоветуют, как выбрать, какой фирмы модель лучше купить, сколько стоит. Там же представлены красочные буклеты с описаниями, характеристиками и фото.
Предложения на интегральные усилители в Москве:
- ламповые – от 46 000 руб. (Line Magnetic LM-218 mini IA) до 3 835 000 руб. (Unison Research Absolute 845);
- транзисторные – от 2 490 руб. (Behringer MA4008) до 3 517 090 руб. (Constellation Audio Perfomance Argo);
- гибридные – от 7 250 руб. (TOP A3255) до 1 315 310 руб. (PATHOS InPol Heritage).
Разновидности
По типу элемента усиления
1. Ламповые.
Схемотехника базируется на использовании мощных радиоламп.
Основные преимущества:
- качественный мягкий звук на высоких и средних частотах;
- мало сторонних шумов;
- без «шипения» при плавном ограничении сигнала при перегрузе;
- редкие случаи коротких замыканий;
- простая схема с применением небольшого количества радиодеталей;
- хорошая ремонтопригодность.
В то же время недостатком становятся сложности при поисках полноценной замены вышедших из строя элементов.
2. Транзисторные.
Схемотехника основывается на использовании транзисторов, небольших микросхем или интегральных микропроцессоров.
- Основные преимущества:
- более высокая мощность;
- насыщенность воспроизведения на низких частотах;
- компактность;
- минималистичный дизайн;
- ремонтопригодность.
В качестве недостатка считается сложность устройства, требующая обращения к специалистам в случае неисправности.
3. Гибридные.
Усиление мощности выполняется путём комбинации ламповых и полупроводниковых схем. Такие модели сочетают в себе их преимущества с минимизацией общих недостатков. Обычно лампы ставятся в предусилителе, а полупроводники в оконечные каскады перед выводом на акустику.
По количеству каналов
- Моно – для усиления по одному каналу. Как правило, присутствует в сабвуферах при обработке басов или в высококлассной аппаратуре.
- Стерео – для применения в стереосистеме.
- Многоканальные – для извлечения объёмного звучания. Для домашних кинотеатров обычно выпускаются модели с шестью каналами. Трёх- и пятиканальные варианты встречаются редко.
По типу сигнала
- Аналоговые – работают только с аналоговыми источниками. При подключении цифрового устройства требуется соответствующий преобразователь. Качество звука нередко превосходит цифровые модели, однако возможности и функционал несколько слабее.
- Цифровые – работают с цифровыми источниками. Перед выводом на акустику требуется преобразование в аналоговый вид. Модели более экономичные с отличными показателями сигнал/шум. Установка процессоров DSP позволяет корректировать акустику и получать различные другие полезных опции.
По классу
1. «А» – класс.
Однотактная схема с одним элементом (транзистором или лампой) для усиления обеих полуволн синусоидальной формы сигнала (положительной и отрицательной). Такая схема позволяет избежать необходимости их точной состыковки из двух различных элементов, что характерно для класса «АВ». Несмотря на высокое качество звучания, они довольно сильно греются, а мощность гораздо меньше.
2. «В» – класс.
Схема усиления только для одного полупериода: положительного (лампы, полупроводники-npn) или отрицательного (транзисторы-pnp).
3. «АВ» – класс.
Двухтактная схема с усилением положительных и отрицательных полуволн разными элементами. По сравнению с девайсами «А» у них в два раза больше мощность, они меньше выделяют тепла, а при работе имеют больше КПД и более экономичные. Однако при неудачном конструировании возможно искажения по причине неточности состыковки элементов, которые отвечают за усиление разных полуволн.
По размещению блока питания
- Внутри общего корпуса вместе со всеми функциональными блоками.
- В отдельном корпусе для уменьшения дополнительных помех из-за отрицательного влияния электромагнитного поля и вибрации трансформатора.
Заключение
Хороший стереоусилитель в отличие от сравнительно недорогого многоканального ресивера обеспечивает полноценный бас, выжимая максимум из колонок с просадками-выкрутасами импеданса. На колонках с ровным импедансом, лежащим выше 6…8 Ом, и при громкости не выше средней как усилитель, так и ресивер демонстрируют схожий басовый потенциал. К сожалению, таковой акустики – на пальцах пересчитать, да и цена её, за редчайшим исключением, больно кусается.
Разница на высоких частотах между «ресом» и «усём» менее ощутима. С живой акустикой в качестве нагрузки приборы регистрируют отличие в ~1 дБ (по предварительным данным, если «проседает» импеданс, то до 3 дБ). Далеко не каждый человек с утончённым слухом заметит разницу в 1 дБ. Однако на акустике с косячным импедансом может выползти различие, сразу ощутимое на слух.
Стереоэффекты. Разделение каналов у многих ресиверов и усилителей очень близко, посему в бой вступают фазово-частотные характеристики. Поэтому некоторые различия в пользу усилителя проявятся лишь на эталонных по качеству записях.
Регулировка тембра. У стереоусилителей она совсем иная (более правильная). Но лучше или хуже – будет зависеть от конкретных акустических систем. Например, значительно поднять бас у скромных-компактных полочников в связке с усилителем удастся далеко не всегда.
Неискажённая мощность. Тут бюджетный ресивер, казалось бы, должен проиграть без всяких оговорок. Но и здесь необходимо внести уточнение: по мере увеличения громкости гораздо раньше начинают плодить искажения акустические системы, на фоне которых огрехи усиления незаметны.
Выход на стереонаушники. Ресивер Yamaha обеспечивает отличный звук с любыми наушниками, даже без вмешательства тембра, чего не скажешь об усилителе Harman/Kardon. The end.
Так что утверждать однозначно (за глаза?), что стереоусилитель намного лучше многоканального ресивера, нельзя. В случае удачно подобранной акустики в домашних условиях можно прекрасно обойтись бюджетным (но честным!) ресивером, причём как в стерео, так и в «многоканале». А вот если фронтальная акустика имеет неподъёмный на отдельных частотах импеданс, то да, добротный стереоусилитель способен заметно улучшить звучание. Кроме того, усилитель рекомендуется в связке с крупногабаритной стереоакустикой, характеризующейся малыми искажениями на низких частотах.
P.S.
Когда кто-либо где-либо будет безапелляционно заявлять, что такой-то усилитель/ресивер звучит резко аль мерзко (или что-то в этом духе), велика вероятность, что данный человек проводил прослушивание с первой попавшейся акустикой (ну и что, что дорогущей!).
Выводы
Качественный аппарат с добротным ЦАПом на борту и хорошим набором функций. И это классический по многим параметрам усилитель, который будет интуитивно понятен и тому, кто купил свой первый аппарат и тому, кто первым усилителем обзавелся несколько десятилетий назад. Но в то же время по набору функционала усилитель абсолютно современен. Для своего сегмента Rotel A14 и выглядит весьма неплохо, и может быть использован в самых разных системах — от классического сочетания с CD-проигрывателем и проигрывателем винила до варианта, когда в стереосистеме собран звук (как с классических, так и с нескольких источников цифровых, включая телефоны-планшеты) и вплоть до вывода в стереорежиме озвучки для телевизора.
ЦАП-усилитель Rotel A14
По результатам наблюдений и сравнений акустику к усилителю, на мой взгляд, лучше подбирать не очень тугую, но и не очень яркую по звуку. С яркой акустикой можно получить слишком акцентированные верха и жесткий звук
К колонкам с низкой чувствительностью стоит относиться аккуратно, но еще большее внимание при выборе следует обратить на импеданс. Если он склонен в процессе работы падать ниже явно 4 Ом, то не стоит рассчитывать на то, что такая акустика сработается с этим усилителем: звук получится упрощенный и с потерями, особенно заметными на небольшой громкости
А с правильно подобранной акустикой усилитель может звучать хорошо.