Стена звука в туманном соборе: путеводитель по истории гитарных медитаций дроун-метала

Рок-музыка 2000-х – апогей популярности нео-прогрессива

Воссоздание прогрессив-рока началось еще в конце 90-х, но именно в начале 21-го века популярность прогрессива достигла своего апогея и почти достигла уровня середины 70-х годов, когда данный поджанр рок-музыки находился на творческом и коммерческом пике.

Несмотря на то, что британцами из Porcupine Tree, которые считаются главным прогрессив-коллективом, было внесено много феноменального вклад в развитие этого жанра, наибольший вклад в усовершенствование нео-прогрессива сделали ребята из мексикано-американской группы The Mars Volta, появившейся в 2000-е годы. На протяжении нескольких лет коллектив пользовался невероятным коммерческим успехом, что позволило парням продать более 10 миллионов альбомов.

Развитие нео-прогрессива шло сразу в нескольких направлениях: 1) это и молодые группы, участники которых в прошлом играли в менее-известных коллективах (типа The Mars Volta, занявших место распавшихся At the Drive- In). 2) Это группы, которые, в связи с экспериментаторской деятельностью и творческими поисками усложняют свой саунд. В качестве примера подойдет Muse, которые предали альтернативный рок и перешли на сторону нео-прогрессива.

Что же будет ждать рок в будущем? Если посмотреть его повторяющуюся историю, то точно можно сказать, что впереди у него новые протесты, буйства, падения и взлеты, эксперименты и миксы разных стилей. Рок не будет стоять на месте: вскоре придут новые коллективы, а вместе с ними новые жанры и движения. И так же будет продолжаться конфликт детей и родителей, которые будут запрещать молодому поколению слушать эту «сатанистскую», «грязную» и безвкусную музыку, а дети будут действовать им назло…

Какую гитару выбрать

Попав в специализированный магазин музыкальных инструментов, новичок может растеряться, увидев разнообразие моделей. Поэтому лучше взять с собой профессионала или хотя бы того, кто хоть немного разбирается в гитарах и настройке.

Начинать учиться нужно на том виде, на котором вы собираетесь играть потом. Это логично из-за различия в технике исполнения на акустике и электрогитаре. Если предпочтителен второй вариант, то начинать лучше с электроакустической гитары.

При выборе важны габариты, поэтому нужно сразу определить размер

Важно осмотреть корпус гитары, чтобы на нем не было сколов, трещин, дефектов

Обратите внимание на материал. Для изготовления качественных гитар используется древесина

Фанерированный инструмент прослужит недолго и будет звучать хуже.

Обязательно перед тем, как выбирать тот или иной образец, наиграйте (или попросите того, кто умеет) знакомую мелодию. Это поможет почувствовать звучание. Не стесняйтесь попросить продавца настроить инструмент, в специализированных магазинах это должны делать.

Как хранить гитару

На целостность инструмента и гитарный строй влияют влажность и температура. Если в комнате ниже +20 градусов, то корпус и гриф могут деформироваться. При высокой или слишком низкой влажности дерево будет разбухать или рассыхаться. Оптимальный показатель должен быть в районе 40-50 процентов.

Правильный уход за гитарой и бережное хранение помогут продлить срок службы инструмента. Хранить гитару дома нужно в чехле в вертикальном положении. Не нужно подвешивать ее на стену, это может привести к деформации грифа.

«Душа компании» – так называют гитаристов, которые могут легко подобрать любую мелодию, подыграть поющим друзьям, выйти на сцену с собственной композицией. Поэтому не стоит бояться сложностей в обучении и освоении самого популярного инструмента.

Пик популярности и расширение влияния хард-рока (70-е)

В конце 60-х стиль перерождался и обретал новые очертания, а появление групп Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin оказали влияние на популярность стилистики. Коммерческий прорыв, миллионные продажи и образование новых коллективов. Rolling Stones использовали собственную эволюционную стилистику.

Идеальными композициями в стиле hard rock считаются Stairway to Heaven от Led Zeppelin, Smoke on the Water и Highway Star от Deep Purple. В 1975 появляются проекты Rainbow и Whitesnake, использующие звучание тяжёлого рока и синтезаторов. Среди прочих коллективов выделяют Bad Company, Nazareth, Queen, Aerosmith, Journey.

С ростом популярности disco, накалялось противоборство. Торжество носило прерывистый характер. Продажи и интересные мелодии сопровождались в каждом жанре музыки. Ближе к 80-м появляются первые группы в стиле панк-рок. The Ramones открывают второе дыхание для хард-рока.

Рок на гитаре: основы обучения и техники игры

Любую рок-композицию можно исполнить на акустическое гитаре, ниже представлены основные техники игры.

Пауэр-аккорды (рок-аккорды)

Первая вещь, которую нужно выучить, чтобы исполнять рок, – это квинт-аккорды. Они представляют собой двузвучия, состоящие из первой и пятой ступеней – то есть квинты.

Их смысл в том, что эффект перегруза, он же дисторшн, очень часто накладывающийся на гитару, превращает игру обычными аккордами в невыразительную кашу из звука. Потому что прибавляется слишком много ненужных призвуков. Во избежание этого в рок-музыке зачастую используют две ноты. Квинта звучит нейтрально, по этой причине она хорошо помогает выстраивать нужные гармонии.

Аккордовые прогрессии

Аккордовые последовательности (прогрессии) – это последовательность аккордов, взаимодействующих между собой без нарушения гармонии лада. Они состоят из главных аккордов (выполняют функцию тоники, доминанты, субдоминанты) и побочных аккордов.

Вот краткий список некоторых аккордовых последовательностей:

  • A5 — D5 — E5
  • A5 — D5 — G5
  • G5 — B♭5 — F5
  • A5 — F5 — G5 — C5
  • C5 — A5 — F5 — G5
  • D5 — A5 -B5 — F#5 — G5 — D5 — G5 — A5
  • B5 — G5 — D5 — A5

Понимание табулатур

Редко рок-песни записываются нотами или аккордами. Куда чаще они представлены в виде табулатур. Поэтому научиться читать табы буквально первостепенная задача, без которой играть на гитаре будет практически невозможно.

Табулатуры имеют следующие составляюсь:

  • шесть линий, представляющих собой шесть струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая);
  • цифры на линиях – показывают на каком ладу какой струны нужно извлечь звук, то есть цифры – номер лада. Если на линиях стоит цифра «0», значит нужно извлечь звук открытой струны;
  • обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.).

Удары вниз (Downstrokes)

Даунстрок – классический способ игры на гитаре в рок-музыке. Обычно на акустической гитаре принято играть переменным штрихом (вверх-вниз), то в этом случае требуется играть просто вниз.

На первый взгляд, даунстрок очень прост в исполнении, на самом же деле с ним возникает немало проблем, в частности при высоком темпе композиции. Дело в том, что на высоких темпах у гитариста должна быть правильно поставлена рука, в противном случае она быстро устанет и мышцы забьются. Особенно это чувствуется в композиция жанра треш-метал.

Удары вверх (Upstrokes)

Апстроук не так распространен, как даунстроук, тем не менее он всё равно присутствует в большом количестве композиций. Он противоположность даунстроука. При игре этой техникой медиатором играют вверх по струнам, благодаря чему аккорды и гармония приобретают интересное звучание.

Переменный штрих

Стандартная техника, применяемая повсеместно. При неё попросту бьют медиатором по струнам вверх-вниз. Также требует правильной постановки руки, чтобы при высоком темпе игры рука чрезмерно не напрягалась.

Палм Мьютинг (Palm Muting)

Палм-мьют – очередной классический приём в рок-музыке. Игра переменных штрихом или даунстроуком, нужно положить правую руку на бридж гитары, заглушая звук струн. Он становится более глухим и в то же время более плотным. Приём используется в разных целях, но главная из его задач – разгрузка композиции.

Игра под барабаны

Игра под барабаны  – очень важный навык в рок-музыке. Он помогает, например, подбирать бои к песням. Если не попадать в долю, то все развалится и будет звучать как попало. Именно поэтому рекомендуется уделить этому навыку как можно больше времени, чтобы отточить его до максимально высокого уровня.

Особенности исполнения рока на гитаре

Научиться играть рок на гитаре не так просто, как хотелось бы, но вполне возможно. Начать следует с типов партий.

Чтобы разобраться в них, следует знать: ритм-гитара исполняет основную партию, используя аккорды и в том числе баррэ. Особенности игры на ритм-гитаре подходят тем, кто поёт и играет одновременно. Изучение партий соло-гитары намного сложнее, но для кого-то интереснее, увлекательнее, а звучание оригинальнее и более цепляющее. Соло-партии – настоящее украшение композиции.

Игра соло-партий требует развитых пальцев: скорости, перестановки на грифе, правильно поставленной правой руки, чтобы та не уставала слишком быстро и для сложных переборов. В этом помогут упражнения и игра гамм, кроме того, в Интернете нетрудно найти большое количество специальной литературы. Также знание нот может очень пригодиться, но для новичков куда важнее умение читать табулатуры.

Особенности

Научиться исполнять рок не слишком легко, но возможно. Первое — рекомендуется разобраться с типами партий. Ритм-гитара исполняет основную партию, используя аккорды и баррэ. Подойдет для гитаристов, которые поют, играют одновременно. Разучить партии соло-гитары намного сложнее. Но музыка, которую извлекают из инструмента, оригинальная, запоминающаяся. Украшает композицию.

Для игры соло-партий нужно развить скорость перестановки пальцев обеих рук, ведь гитарист способен быстро перемещать руки по грифу, исполнять сложные переборы. Упражнения, гаммы доступны — существует специальная литература. Ноты знать не помешало бы, но для игры сольных партий используют аккорды, табулатуры. Разобраться с видами записи нот — важный аспект, который новичок должен постигнуть.

Джими Хендрикс

Альбом The Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland» (1968)

https://youtube.com/watch?v=qmGFFJtkDXA

Сам Хендрикс в 1970-м уже стал членом печально известного «клуба 27», погибнув при весьма странных обстоятельствах, но успел повлиять едва ли не на всех гитаристов, игравших при нем и после него. Ярким примером его таланта стала кавер-версия песни Боба Дилана, практически затмившая оригинал и до сих пор звучащая в фильмах о рок-музыке. Каждая из четырех партий лидер-гитары между куплетами писалась отдельно и не была похожа на предыдущую: настоящее пиршество, по сравнению с которым иное соло на концерте – всего лишь приступ самолюбования.

Бурное развитие

Начало и середина 70-х годов считаются именно теми важнейшими периодами, когда появились первые полноценные хард-рок группы. Первопроходцами, которые затем стали настоящими монстрами хард-рока, принято считать команды Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin.

Deep Purple

Творчество последователей основывалось на подражании этим коллективам. Наблюдалась глобальная переориентация музыкальной направленности в сторону «утяжеления». На основе «классической школы» хард-рока появилась целая плеяда коллективов, отдельные представители которой стали полноценными звездами мирового масштаба: Nazareth, Uriah Heep, Queen, Scorpions, UFO и множество других.

Особенности направлений

Приемы для тяжелого рока

Главной особенностью тяжёлого рока является приём, рассмотренный выше – палм-мьютинг или же глушение струн. С его помощью можно добиться того, что струны будут звучать чётко и раздельно, что приобретает особенно жёсткое звучание при использовании перегруза.

Также для «хард-рока» характерна подтяжка струн, позволяющая искусственно повысить звучание нужной ноты. А искусственные флажолеты помогают достичь свойственный тяжёлому року «безумный свист».

Помимо этого, широко приветствуется использование различных риффов, тэппинга и других приёмов. Ограничений не существует.

Приемы для рок-н-ролла

Рок-н-ролл довольно прост в исполнении, в чём можно убедиться, прослушав рок-н-ролльную композицию Билла Хейли «Rock Around the Clock». В ней можно услышать зажигательный и заразительный ритм, быстрый, яркий темп. Композиция, как и весь рок-н-ролл характеризуется отрывистым, качающим звуком, под которой просто невозможно удержаться и не начать пританцовывать в такт.

В рок-н-ролле наиболее популярны такие приёмы, как:

  • вибрато,
  • легато,
  • тэппинг,
  • медиаторный флажолет.

Приемы для панк-рока

В освоении приёмов игры панк-рока значительно поможет прослушивание песни группы Velvet Underground — «The Ostrich», что в переводе будет значить «Страус». Гитара участника группы Лу Рила имела необычный, уникальный строй, благодаря которому она звучала панково в самом сильном смысле этого слова. Фанаты группа прозвали этот строй «страусиным».

Для панк-роковых композиций характерны отрывистые, резкие риффы, очень быстрый темп исполнения, однако не слишком сложный, как могло бы показаться.

Приемы для метала

Не будет преувеличением сказать, что если новичок сумеет разучиться партии Nothing Else Matters группы Metallica, то он имеет право претендовать на заслуженное звание профессионального гитариста. Отсюда главная особенность стиля метал – сложность. Он требует от исполнителя филигранной техники игры, так как его невозможно представить без виртуозных сольных партий, сложных риффов и других приёмов.

Интересный факт! Металлисты используют как стандартные (вибрато, легато), так и нестандартные приемы игры (слайд, тэппинг, пул, слэп, флажолеты).

Метал-исполнители часто импровизируют на сцене, по-своему обыгрывая одну и ту же музыкальную фразу и исполняя законченную мелодию.

15.12.2021

Использование перегруза

Эффект «дисторшн» крайне популярен как среди профессионалов, так и среди любителей. Он придаёт гитаре жужжащее, ревущее звучание, которое передаёт и подчёркивает мощь и агрессивность всего музыкального направления

Однако он требует осторожности и чистоты техники, иначе «жужжание» может забить собой всю композиции, поглотив прочие инструменты

В первую очередь нужно стараться настраивать усилитель так, чтобы перегруз был плотным, но не сыпался. Начинать любую настройку нужно с эквалайзера, который изначально должен быть настроен на 12 часов. Прислушиваясь к гитаре, следует отрегулировать частоты. Если звук мутный ­ – убавить низких, если чересчур «визжит» и как будто бестелесный – тогда следует уменьшить количество верхних частот и прибавить средних.

Важно! Вся плотность заключается в средних частотах, но не стоит выкручивать ручку на максимум. Лучше всего посмотреть видео, где профессионалы рассказывают и показывают, как можно добиться хорошего звука.

Японские мастера на все руки

На другом конце света, за два года до появления Sunn O))), японская группа Boris, названная так в честь Melvins, в 1996 году выпускает альбом Absolutego с единственным часовым треком. Это сырая запись откровенно ужасного качества, где микрофоны не могут совладать с басом. Но этого достаточно, чтобы узнать ту самую рецептуру Earth 2 и Melvins, куда добавили сливающиеся в единый с гитарами шум ударные.

В 1998 году у них выходит Amplifier Worship, альбом, который звучит уже как обычный сладж или стонер-дум. А в 2000-м они выпускают Flood: тихий, почти без дисторшена, задумчиво-меланхоличный построк. Три этих альбома уже должны дать понять, что Boris не любят сидеть на одном месте и предпочитают постоянно исследовать новые формы звучания. Это стало в некотором роде их главной фишкой — никогда не знаешь, что окажется на новом альбоме (а их уже 26 штук). Это может быть и скоростной хардкор-панк, и задумчивый дрим-поп, и заводной стонер-рок.

Boris (слева направо): Вата, Такеши, Ацуо. Источник

Boris эпизодически возвращаются к своему дебютному дроун-звучанию. Иногда это целый альбом, иногда конкретный трек. Например, в 2005 году в коллаборации с Merzbow выходит альбом Sun Baked Snow Cave — начинается он как череда аккордов на акустической гитаре, в середине проваливается в нойзовую яму с дроун-металом и в конце успокаивается в эмбиенте.

Boris были замечены О’Мелли и Андерсоном из Sunn O))), и те сразу же признали их своими. Сначала вышло несколько переизданий Boris на Southern Lord Records, потом были туры по США (так японцы стали известны всему миру), и в 2006 году появился их совместный альбом — Altar.

Помимо гитарного дроуна здесь нашлось место вокодеру, синтезаторам, фортепиано и струнным. Добрая половина альбома исполнена спокойно и без тектонических прелестей Sunn O))) — ребята определенно уступили экспериментаторству японцев.

Сотрудничество оказалось настолько успешным, что иногда этот альбом признают лучшим в дискографиях обеих групп. Докатилось даже до мейнстрима: трек Blood Swamp можно услышать в саундтреке фильма ужасов «Синистер» (2012). Но если говорить о кинематографе вообще, то у Boris, Sunn O))) и Earth был свой звездный час в 2009 году в фильме Джима Джармуша «Предел контроля». Почти половина треков там — от этой троицы. В каком-то смысле само кино здесь «дроун» и требует усидчивого зрителя.

Начав с дроуна, как и Earth, Boris тоже не стали на нем останавливаться — к сожалению это или к счастью. Если всё же попытаться выделить ядро их творчества, то это будет спонтанная и шумная рок-музыка, гуляющая где-то между сладжем, стонером и японским миром альтернативной музыки (а это целая отдельная история).

Drop C (пониженный До)

Этот пониженный строй довольно распространён в среде альтернативной и металкор музыки. Табулатура: D A F C G C.

Группы, которые играют в строе Drop C:

  • Bullet For My Valentine
  • As I Lay Dying
  • Atreyu
  • Periphery
  • Three Days Grace
  • System of A Down
  • Godsmack
  • Nine Lashes
  • Breaking Benjamin
  • 12 Stones
  • Disturbed
  • Lumen
  • Nickelback
  • Skillet
  • Rammstein
  • Evans Blue
  • August Burns Red
  • Слот

5. Drop B (пониженный Cи)

Пониженный строй Си является альтернативной стандартному строю семиструнной гитары. Он позволяет настроить шестиструнную гитару так же низко, как бы звучала семиструнная, плюс позволяет удобнее брать аккорды. Табулатура: C# G# E B F# B. Табулатура семиструнной гитары: E B G D A E B.

Группы, которые играют в строе Drop B:

  • Parkway Drive
  • Slipknot
  • Thousand Foot Krutch
  • Bleeding Through
  • Linkin Park
  • Amatory
  • Limp Bizkit
  • Skillet
  • Veil of Maya
  • Stigmata

6. Drop A# (пониженный Ля диез)

Этот строй также является альтернативой семиструнной гитаре, опущенной на полтона. Табулатура: C G D# A# F A#. Табулатура семиструнной гитары: D# A# F# C# G# D# A#.

Группы, которые играют в строе Drop A#:

  • Bring Me The Horizon
  • Parkway Drive
  • Breaking Benjamin
  • Obey The Brave
  • The Ghost Inside
  • Korn (7-струн)

Появление и лучшие времена для Hard Rock (60-е)

В 60-е американские и британские исполнители блюза и рока начали изменять рок-н-ролл, добавляя усложнённые звуковые элементы с тяжёлыми гитарными риффами и напыщенной игрой на барабанах. Громкие вокальные партии подходили для такой манеры исполнения, создавая агрессивные мелодии.

Ранние проявления hard rock прослеживаются в работах Элмора Джеймса (Elmore James), Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хоулин Вольфа (Howlin’ Wolf). В конце 60-х направление стало разделением в рок-культуре, ведь количество исполнителей резко возросло. После официального введения в оборот стилистики, в числе пионеров оказались Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Cream и Jeff Beck Group.

Рост популярности музыкального направления сказывался на работах коллективов, не использующих подобного звучания. The Beatles в 1968 публикуют два альбома в стилистике хард-рок. В 70-х из вырождается хеви-метал, а первичным оказался Born to Be Wild от Steppenwolf. Появляется понятие прогрессивного рока.

Размеры гитары

На инструменте играют люди разного возраста и роста, поэтому для удобства нужно выбирать модель по размеру. Их несколько:

  • 4/4 – встречается чаще всего, имеет длину 38 дюймов. «Четвертинка» размером около 100 см с мензурой 62 см подходит исполнителям, ростом более 160 сантиметров;
  • 7/8 – не слишком отличается от полноразмерной «классики», но уступает по глубине звучания. Рекомендуется для девушек и подростков;
  • 3/4 – предпочитают использовать любители путешествий, имеют более тонкий резонатор и длину 88,5 см. Подходит для обучения детей;
  • 1/2 – учебная модель с мензурой длиной 58 см. Гитара имеет сильные басы и слабую середину;
  • 1/4 – модель со слабовыраженным приглушенным звучанием. Не используется для выступлений, но подходит на начальном этапе обучения дошкольников.

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)2-я струна — нота «си» малой октавы (h)3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: