Правильный уход – экономия средств и залог долговечности
Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!
Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:
- очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
- обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
- нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
- при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
- и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!
На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих
Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели
До встречи в Soul’s Sound, друзья!
ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС
Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).
Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Fр — искомая частота в герцах;
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.
Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.
Дано: Эффективная масса тонарма 14,5. Масса головки 10 г. Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.
Считаем:
1. (14,5 + 10) * 12 = 294.
2. √294 = 17,14.
3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.
Nagaoka MP-200 Review & Test:
The Nagaoka MP-200 cartridge is mounted on the tonearm of S.A.M. Calista 2 which is based on S.A.M. Aldair. The phono stage was a great Parasound JC3 Jr so I can freely say that the MP-200 could show off everything she can do. What immediately came to mind as a comparison was the relationship with the MP-110 (approx. $100) tested two years ago on our portal and a relationship to Ortofon Contrapunkt B (approx. $1000) I use. On sound quality (as well as with the price), the MP-200 is placed exactly between these two. The MP-200 sounds much more neutral, the resolution is even better, although it is not immediately obvious. This performance is most likely due to the described boron cantilever and the MP-200 works quietly, stably, and just as gentle. It brings the sound of your turntable to a new sphere of quality…just give yourself some time to let the new sound features comes to light. Drawing of the space is at a high level and together with very good instrumentals and vocals, it makes a very serious and competitive sound. Comparison with Ortofon Kontrapunkt B, and probably compared to other similar MC speakers (about $1000) points to a partial lack of fluidity and the absence of the finest detail hidden in the record grooves. That is why the timbre is not exhaustive and space does not have the precision that reproduces top (and expensive) MC models. But every review must look at the price. For its price, Nagaoka MP-200 does not have a lot of competitors and it’s certainly an excellent upgrade for many turntable sets. It’s serious, cultured, and neutral sound precipitates and the sound of your turntable can go into serious heights that rarely any CD player can compete with.
Nagaoka MP-200 Features:
- Superfine polished special elliptical diamond stylus
- Powerful samarium cobalt magnet
- low-mass, tapered aluminum alloy cantilever for very high fidelity
- Carbon fiber reinforced the plastic shoe
- Anti-magnetic permalloy shield casing
Conclusion & Final Verdict:
For a price of ~500$ Nagaoka MP-200 does not have a lot of competitors and it’s certainly an excellent upgrade of many turntable sets. It’s serious, cultured, and neutral sound prevails and the overall sound of your turntable can go into new heights that rarely any CD player can compete with.
The user manual is here: Nagaoka MP-200 User Manual Download
Very gentle, serious and neutral sound
Cons
For this price, nothing
Nagaoka MP-200 Phono Cartridge Specifications:
- Type: Moving permalloy
- Cantilever: High-strength Boron
- Stylus type: Superfine elliptical diamond 0.4 x 0.7 mil.
- Weight: 6.5 g
- Output voltage: 1kHz, 5cm/sec: 4mV
- Frequency response: 20 Hz – 23 kHz
- Channel balance: 1kHz: > 1.5 dB
- Channel separation: 1kHz: > 25 dB
- Recommended loading: 47k ohms
- Dynamic compliance: 7.2 x 10-6 cm/dyne
- Static cimpliance: 20 x 10-6 cm/dyne
- Tracking force range: 1.5 – 2.0 g
If you liked this article, please rate below.
(Visited 35,003 times, 21 visits today)
MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества
MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.
В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.
Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.
Иглы
Игла — самая важная часть картриджа, которая непосредственно производит считывание колебаний звуковой частоты с пластинки. Во всех современных картриджах используются иглы из технического алмаза, закреплённого на тонкой консоли из металла или углепластика. Стоимость и качество иглы зависит в первую очередь от обработки алмаза.
Иглы делятся на два типа: с точечным контактом и линейным контактом. В первом случае пятно контакта между алмазом и канавкой на пластинке представляет собой точку, во втором — линию.
У иглы есть два ключевых параметра: первая — поперечный диаметр, вторая — площадь контакта. Чем меньше поперечный диаметр, тем лучше игла считывает высокочастотные составляющие звуковой дорожки, тем чище и «прозрачнее» звук. При этом чем больше площадь контакта, тем меньше давление на канавку, тем меньше износ пластинки и иглы.
Основные типы игл
Некоторое представление об основных типах игл можно получить из следующей диаграммы (диаграмма взята из старого справочника Audio-Technica).
- Сферические (конические) иглы имеют самый большой поперечный радиус и при этом самую малую площадь контакта. Они обычно выдают ровный, но при этом тусклый звук, которому не хватает детализации в области средних и высоких частот. Зато износ пластинки при использовании сферической иглы меньше, чем при использовании эллиптических игл.
- Эллиптические иглы обеспечивают гораздо более высокую точность считывания за счёт малого поперечного радиуса. Площадь контакта зависит от обработки конкретной иглы, но как правило она больше, чем у сферических игл.
- Гиперэллиптические иглы — усовершенствованный вариант эллиптических, с большей площадью контакта и меньшим поперечным радиусом. Разные производители могут называть их по-разному: Alliptic, Fine Line, Stereohedron и т.п. На мой взгляд, иглы этого типа представляют собой оптимальный компромисс между качеством и ценой.
- Иглы более высокого класса обычно имеют форму, повторяющую форму резцов, используемых для производства мастер-дисков. Они обеспечивают ещё более высокую точность считывания и ещё более низкий износ пластинок. К таким относятся иглы типа Shibata, Van Den Hul, Frytz Gyger, Micro Linear, SAS.
Как правило, звучание недорогих ММ-картриджей можно значительно улучшить, заменив штатную иглу на иглу более высокого класса. Например, я использую в одном из своих проигрывателей картридж Technics P30 с гиперэллиптической иглой Jico.
Структура условного обозначения гидромоторов MP
MP | Тип монтажа, крепления фланца | Подшипник | Тип портов | Код рабочего объема, см3 | Исполнение вала | Тип уплотнения вала | Присоединение к портам |
Тип монтажа
пропуск — овальный фланец, 2 отверстия
F — овальный фланец, 4 отверстия
Q — квадратный фланец, 4 отверстия
W — квадратный фланец, 4 отверстия
Код рабочего объема
25 — 25 см332 — 32 см340 — 40 см350 — 49,5 см380 — 79,2 см3100 — 99,0 см3125 — 123,8 см3160 — 158,4 см3200 — 198,0 см3250 — 247,5 см3315 — 316,8 см3400 — 396,0 см3500 — 495,0 см3630 — 623,6 см3
Исполнение вала
C — ø25мм, призматическая шпонка A8x7x32 DIN6885
VC — ø25мм, призматическая шпонка A8x7x32 DIN6885, с антикоррозионной втулкой
CO — ø1″, призматическая шпонка ¼»x¼»x1¼» BS46
VCO — ø1″, призматическая шпонка ¼»x¼»x1¼» BS46, с антикоррозионной втулкой
SH — ø25,32мм, шлицевой вал, BS 2059 (SAE 6B)
VSH — ø25,32мм, шлицевой вал, BS 2059 (SAE 6B), с антикоррозионной втулкой
K — ø28,56, конусный вал 1:10 шпонка B5x5x14 DIN6885
SA — ø24,5 шлицевой вал B 25×22 DIN 5482
VSA — ø24,5 шлицевой вал B 25×22 DIN 5482, с антикоррозионной втулкой
CB — ø32 шлицевой вал, шпонка A10x8x45 DIN6885
KB — ø35 конусный вал 1:10, шпонка B6x6x20 DIN6885
SB — шлицевой вал, A 25×22 DIN 5482
OB — ø1 1/4″ консунсый вал 1:8, шпонка 5/16″x 5/16″x1 1/4″ BS46
HB — ø1 1/4″ шлицевой вал 14T ANSI B92.1 — 1976
На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?
Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.
Современный рынок предлагает большой выбор иголок:
- К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
- Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
- Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
- Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.
Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу
Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.
Технические характеристики гидромоторов MP с валом: CB, KB, OB, HB
Тип | MP 80 | MP 100 | MP 125 | MP 160 | MP 200 | MP 250 | MP 315 | MP 400 | MP 500 | MP 630 | |
Рабочий объем, см3 | 79,2 | 99 | 123,8 | 158,4 | 198 | 247,5 | 316,8 | 396 | 495 | 623,6 | |
Максимальный обороты, об/мин | постоян. | 755 | 605 | 486 | 378 | 303 | 242 | 190 | 150 | 120 | 95 |
перемен. | 945 | 755 | 605 | 472 | 378 | 303 | 236 | 189 | 150 | 120 | |
Максимальный момент, Нм | постоян. | 151 | 193 | 237 | 313 | 366 | 470 | 480 | 500 | 390 | 440 |
перемен. | 195 | 237 | 298 | 378 | 456 | 583 | 560 | 590 | 570 | 640 | |
пиковый | 224 | 275 | 365 | 438 | 550 | 685 | 850 | 854 | 780 | 820 | |
Максимальная выходная мощность на валу, кВт | постоян. | 10,2 | 10,5 | 10,2 | 10,1 | 10 | 9 | 7,6 | 6,2 | 3,5 | 3,3 |
перемен. | 12,5 | 12,8 | 12 | 12,1 | 12 | 12 | 9 | 7,8 | 7,2 | 5,6 | |
Максимальный перепад давления, бар | постоян. | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 120 | 95 | 60 | 55 |
перемен. | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 140 | 115 | 90 | 80 | |
пиковый | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 180 | 130 | 110 | |
Максимальный расход, л/мин | постоян. | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
перемен. | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | |
Максимальное давление на входе, бар | постоян. | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 140 | 140 |
перемен. | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 175 | 175 | |
пиковый | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | |
Максимальное давление на выходе, бар | постоян. | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 140 | 140 |
перемен. | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 175 | 175 | |
пиковый | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | 225 | |
Максимальное давление старта с ненагруженным валом, бар | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Минимальный стартовый момент, Нм | При максимальном перепаде постоян. | 132 | 166 | 207 | 282 | 335 | 428 | 405 | 468 | 360 | 415 |
При максимальном перепаде перемен. | 168 | 210 | 266 | 355 | 426 | 542 | 548 | 608 | 540 | 620 | |
Минимальный обороты, об/мин | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Вес, кг (с торцевым подключением +0,45 кг) | MP(F)…B | 6 | 6,2 | 6,3 | 6,5 | 6,7 | 6,9 | 7,2 | 7,7 | 9 | 9,6 |
Размеры гидромоторов MP
Тип | L, мм | Тип | L, мм | Тип | L, мм | Тип | L, мм | L1, мм |
MP(F) 25 | 134 | MPQ 25 | 140,5 | MP(F)E 25 | 150 | MPQE 25 | 156,5 | 5,2 |
MP(F) 32 | 135 | MPQ 32 | 141,5 | MP(F)E 32 | 151,5 | MPQE 32 | 157,5 | 6,3 |
MP(F) 40 | 136,5 | MPQ 40 | 142,5 | MP(F)E 40 | 152,5 | MPQE 40 | 158,5 | 7,4 |
MP(F) 50 | 135,5 | MPQ 50 | 142 | MP(F)E 50 | 151,5 | MPQE 50 | 158 | 6,67 |
MP(F) 80 | 139,5 | MPQ 80 | 146 | MP(F)E 80 | 155,5 | MPQE 80 | 162 | 10,67 |
MP(F) 100 | 142 | MPQ 100 | 148,5 | MP(F)E 100 | 158,5 | MPQE 100 | 164,5 | 13,33 |
MP(F) 125 | 145,5 | MPQ 125 | 152 | MP(F)E 125 | 161,5 | MPQE 125 | 168 | 16,67 |
MP(F) 160 | 150 | MPQ 160 | 156,5 | MP(F)E 160 | 166,5 | MPQE 160 | 172,5 | 21,33 |
MP(F) 200 | 155,5 | MPQ 200 | 162 | MP(F)E 200 | 171,5 | MPQE 200 | 178 | 26,67 |
MP(F) 250 | 162 | MPQ 250 | 168,5 | MP(F)E 250 | 178,5 | MPQE 250 | 184,5 | 33,33 |
MP(F) 315 | 171,5 | MPQ 315 | 178 | MP(F)E 315 | 187,5 | MPQE 315 | 194 | 42,67 |
MP(F) 400 | 182 | MPQ 400 | 188,5 | MP(F)E 400 | 198,5 | MPQE 400 | 204,5 | 53,33 |
MP(F) 500 | 195,5 | MPQ 500 | 202 | MP(F)E 500 | 211,5 | MPQE 500 | 218 | 66,63 |
MP(F) 630 | 213 | MPQ 630 | 219 | MP(F)E 630 | 229 | MPQE 630 | 235 | 84 |