Выбор фонокорректора к первому проигрывателю винила: сравнение восьми моделей ценой от 12 до 45 т.р

Какой фонокорректор купить

В некоторые проигрыватели, особенно бюджетные модели, фонопредусилитель уже встроен. Такие устройства выдают ограниченный диапазон частот и неспособны обеспечить по-настоящему высокое качество звучания. Большинство аудиофилов приобретают для своих проигрывателей винила отдельные фонокорректоры. Phono-preamp устройства бывают двух типов — ламповые и транзисторные. Кроме того, они могут быть изготовлены под разные типы звукоснимающих головок. Большинство фонокорректоров имеют переключатель, позволяющий выбрать обработку сигнала от ММ или МС головки.

Для обеспечения максимального качества воспроизведения звука от проигрывателя с установленной МС головкой, ввиду того что уровень сигнала с таких головок очень низкий, ставят дополнительный усилитель сигнала между головкой и фонокорректором. Иногда вместо такого усилителя используют специальный малошумящий повышающий уровень сигнала трансформатор.

Поскольку провода и трансформаторы имеют свою емкость, в дорогих фонокорректорах есть возможность коррекции и емкости входа. В этом случае учитывается емкость повышающего трансформатора и проводов, подключающих его.

С качеством звука у ламповых и транзисторных фонокорректоров сейчас сложилась интересная ситуация:

  • Бюджетные фонокорректоры. Имеют цену от трех тысяч рублей, чаще транзисторные. Самые дешевые подходят только для головок ММ
  • Phono-preamp среднего ценового диапазона стоят от 30000 рублей, преимущественно ламповые.
  • Дорогие фонопредусилители продаются за суммы от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей. Бывают как ламповые, так и транзисторные. Среди сообщества аудиофилов нет единого мнения какие из них лучше.

В городе Чебоксары, в Чувашии живет мастер Александр Семенков (Sanders). Он изготавливает и продает ламповые и транзисторные фонокорректоры по различным схемам под собственной маркой Sander’Z . При желании можно заказать и купить у него фонопредусилитель для своего проигрывателя с доставкой в любой город, в том числе и в Москву.

Для чего вообще необходим фонокорректор

Многие никогда не сталкивались с подобным аппаратом, потому задаются волне логичным вопросом: «А для чего он нужен?» Вся суть в том, что первоначально сигнал на пластинку записывается с сильным спадом уровня на низкочастотном участке звукового диапазона. Соответственно, наблюдается подъем в высокочастотной области. Именно поэтому такой сигнал нуждается в некотором восстановлении, если так можно сказать. Основное число пластинок записано по стандарту RIAA. Соответственно, используется один определенный вид кривой коррекции. Именно здесь на помощь и приходит фонокорректор, основная задача которого – выравнивание этой самой линии. Стоит отметить, что ранее производители пластинок использовали различные кривые, поэтому иногда может понадобиться такой аппарат, который способен выровнять кривые любого типа. Ну и второстепенная цель устройства – усиление поступающего сигнала. Таким образом, звук становится громче и объемнее.

Лучшие гибридные фонокорректоры

Задорно светящийся «глазом» двойного триода 12AU7 немецкий фонокорректор собран из двух блоков – непосредственно фонокорректором является только верхний, внизу – отдельный блок питания. Позабавило, что по питанию модули соединяются с помощью разъемов DB-9 (если помните компьютерные COM-порты, то и этот разъем сразу узнаете).

Итак, что «умеет» этот стерео ламповый фонокорректор? Он не просто поддерживает ММ- и МС-картриджи, но еще и оснащен тонкой подстройкой под конкретный. Переверните блок корректора, и на его днище увидите набор микропереключателей, управляющих входной емкостью и импедансом тракта. Есть у него и USB-выход – о, пусть покарает аудиофильский Б-г нечестивцев, совместивших «цифру» с «лампой»!

Звучание у фонокорректора отличается отличной детализацией и динамикой, начиная от средних частот и выше. Бас может показаться слегка слабоватым, но это вещь на любителя. В целом все-таки стоит признать окрас звучания близким к нейтральному, без выраженной «ламповости». Впрочем, у этого есть своя причина – штатно установленная лампа однозначно должна пойти под замену, если настолько дотошно подходить к звуку.

В целом же корректор вышел интересным, к тому же позволяющим не терять возможность работы с «цифрой» при всей положенной лампо-виниловой архаике.

Установка, настройка, качество сборки

Подключается и настраивается он легко. Разместила подшипник, надела пассик, опорный диск и аппарат готов к использованию. Скорости вращения диска две: 33 и 45 оборотов в минуту, переключаются кнопкой, не вручную, что тоже мне как новичку упрощает жизнь.

Стол проигрывателя сделан из ДСП, опорный диск стеклянный. В более дорогих моделях эти детали сделаны из МДФ, более увесистого материала. Но сами механизмы, материал тонарма, кабель подключения в этом проигрывателе идентичны с более дорогими моделями Pro-Ject.

Проигрыватель опирается на основание из ДСП. Полости полностью закрыты, что позволяет устранить резонанс в басах. Опирается на три ножки, которые являются единственной демпфирующей изоляцией от подложки.

Через ремень привод передается на вспомогательный диск со стальным валом на латунном подшипнике.

Стеклянный «поднос» 8-миллиметровой толщины в сочетании с войлочным ковриком обеспечивают надежную изоляцию акустической системы от вибраций. 8,6-дюймовый тонарм изготовлен из цельного куска алюминия.

Картридж Ortofon OM 5E характеризуется разделением каналов на частоте 1 кГц в 22 дБ и выходным сигналом в 4 мВ. Устанавливается на заводе и точно настраивается на тонарме.

Советский брать не стала — причины

Последний год я стала задумываться о собственном виниловом проигрывателе и сначала мои мысли были только о советских виниловых проигрывателях, что весят около 10 кг, с лакированным основанием и металлическим опорным диском, но, зайдя на Авито, я поняла, что б/у проигрыватель это не мой вариант, так как оценить реальное его состояние я никак не могу. Проигрывателей огромное количество на вторичном рынке, но у меня рядом не было специалиста — меломана, максимум что я могла оценить — внешний вид. Поэтому от идеи покупки б/у устройства я отказалась.

Для поиска нового проигрывателя стала изучать форумы ценителей винила и составила список того, что нужно купить:

  1. проигрыватель виниловых дисков или попросту пластинок, как мы называли их в детстве;
  2. фонокорректор, который также называют предусилителем-корректором, усилителем-корректором или попросту предусилителем;
  3. усилитель;
  4. колонки.

Ни второго, ни третьего, ни четвертого в итоге мне отдельно покупать не пришлось. Далее объясню почему.

История винила

Пожалуй, практически у каждого человека грампластинка вызывает хорошие ассоциации, воспоминания о тех прошлых временах, вызывают и положительные эмоции и слегла потёртые картонные конверты для их хранения, с фотографиями некогда популярных поп звёзд. Ошибочно считать, что винил канул в прошлое, современная молодежь, меломаны любят послушать винил в обновлённых вариациях, стоит отметить, что и производители музыкальной аппаратуры не бюджетного варианта не забывают про виниловые пластинки. Винил получил право на вторую жизнь и с каждым днём становится популярнее. Его история сложная и долгая, и его судьба связана с развитием технического прогресса, аппаратов и проигрывателей.

Если говорить о понятии виниловая пластинка, то появилась она в 1948 году, после окончания Второй мировой Войны, а над их созданием изрядно потрудился крупнейший в то время, , которому удалось создать «долгие пластинки», материалом для них стал материал винилат. Именно благодаря этому материалу и специальной технологии снижения скорости воспроизведения, появились «винилы» на которых возможно было записать целые альбомы.

Сегодня производителей винила мало, но всё же они есть. Это немецкий , где специалисты медленными, но уверенными шагами возрождают производство виниловых пластинок, и у них это отлично получается.

Хочется отметить, что виниловый звук звучит гораздо лучше чем CD-диски или mp3 файлы. Звук более естественный, глубокий, чистые басы. Звук с виниловый пластинки отличается своей объёмностью и полнотой, он богатый и насыщенный.

Кроме прочего свежие новинки музыки выпускаю именно на виниле, а тактильный эффект винила сравнить с чем то другим просто невозможно.

Итак, если Вы относитесь к меломанам и любителям качественной музыки, обсудим подробнее такие устройства, как фонокорректоры, расскажем об их основных функциях, плюсах и возможных минусах.

Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва)

Звучание: неожиданно точное и детальное. Всего в меру. Вначале кажется, что нехватка баса. Но вот зазвучал орган Гроссмюнстера — и бас показал себя. Детализация такова, что очерченность инструментов слышна на всем музыкальном материале. Даже Реквием, сложное произведение для воспроизведения с винила, отыгрывается удовлетворительно, хотя и понимаю, что здесь нужна MC-голова.

В «Come Together» появляется глубина сцены. А сдержанная запись «Обратной стороны Луны» звучит не так уж и сдержанно. Особенно впечатляет фееричность мелодиевского звучания Кобзона. Да, не Магомаев — такой мощи у Кобзона и быть не может, но бархатный баритон — наверное, лучший на эстраде Союза — звучит очень красиво.

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: сильно выражена.

Детальность: высокая.

Конструктив: фонокорректор состоит из двух одинаковых частей — собственно, фонокорректора и блока питания. Между собой они соединяются кабелем питания. Выключатель питания на задней стороне БП. Регулировки (неудобные, возможны только со снятием корпуса фонокорректора, хотя такая настройка и делается один раз) входной емкости (пФ): 100–150–220–250–320–370–470 (по умолчанию — 150 пФ).

Индикаторы включения: светодиоды красного цвета на передней панели фонокорректора и БП. Свечение не яркое. Не раздражает. Схемотехника: транзисторная.

Дизайн: утилитарный, без изысков.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.

Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва)

Звучание: «мясное». Чуть больше баса. Чуть ярче, чем хотелось бы. Как бы чуть грубовато. Хотя иногда — эффектно. По сравнению со встроенным фонокорректором в усилитель Marantz PM-66SE — намного лучше.

Разрешающая способность: невысокая.

Глубина сцены: слабо выражена.

Детальность: меньше, чем хотелось бы.

Конструктив: корректор состоит из самого корректора и массивного блока питания, вставляемого в розетку. Никаких регулировок не предусмотрено. Тумблер питания — на задней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.

Индикатор включения — светодиод красного цвета на передней панели фонокорректора. Свечение не яркое. Не раздражает.

Схемотехника: транзисторная.

Дизайн: никакого дизайна.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.

Фонокорректор встроенный или покупать отдельно — что лучше

Фонокорректора у меня не было и для начала предстояло выяснить какую функцию он выполняет, бывает ли встроенным в проигрыватель, и хорошо ли это?

Фонокорректор это преобразователь звука с винила, без него невозможно послушать пластинку, сразу подключив колонки, так как технически звук на виниловых носителях записан по другому.

Сигнал (фоно-сигнал), который создает игла, сам по себе слаб. Таким будет и звук, если его не усилить. Колонки его попросту не воспроизведут. Усиление до линейного уровня означает, что сигнал достаточно мощен для того, чтобы подать его на усилитель. И только оттуда — на колонки или акустическую систему.

Фонокоректор как раз и предназначен для повышения фоно-сигнала до линейного уровня, он оказывает огромное влияние на качество звучания.

Фонокорректор бывает внешним и встроенным. Меломаны знатоки утверждают, что внешний лучше, но стоимость самого бюджетного начинается от 5000 рублей, поэтому я сначала начала искать проигрыватель со встроенным фонокорректором, так как бюджетные модели внешних по качеству соизмеримы со встроенными.

Не все рекомендации аудиофилов следует воспринимать буквально. Те системы, которые они порекомендуют стоят сотни тысяч рублей и даже они будут раскритикованы еще более тонкими ценителями. Предпочла модель со встроенным фонокорректором, но предусмотрела возможность подключить внешний.

Фонокорректор Rega Phono MM

Звучание: яркое, эмоциональное. Бас быстрый, упругий. Верха с небольшим перебором. Не то что бы их было уж очень много. Но с учетом хорошей разрешающей способности — чуть звенят. Середина чуть внутри — хочется, чтобы голос чуть выступал вперед. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в черной гамме.

Те произведения, которые записаны сдержанно (как орган Гроссмюнстера), звучат, пожалуй, наиболее интересно. А вот эмоциональная запись Кобзона звучит с небольшим эмоциональным перехлестом и жестковато. Реквием отыгран неожиданно нейтрально. А «Обратная сторона Луны» подана в меру.

Как по мне, фонокорректор чуть ярчит, и подача высоких частот могла быть мягче. Проявляется это на различных записях по-разному: эмоциональная запись подается с небольшим эмоциональным перебором. А вот нейтральная запись звучит по-новому свежо.

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: хорошо выражена.

Детальность: высокая.

Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания. Никаких регулировок.

Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. При включении на передней панели загорается надпись «Rega» красного цвета — светит не ярко. Не раздражает.

Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — транзисторная.

Дизайн: симпатичный минимализм.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM

Устройство фонокорректора

Фонокорректор — это первое устройство, в которое попадает обрабатываемый сигнал. Если фонокорректора нет, или он работает неправильно, становится неважным, какие присоединены на выходе усилитель и колонки. Хорошего звука уже не будет.

В процессе записи виниловой грампластинки производится коррекция частот записываемой музыки. Уровень высоких частот искусственным образом повышается, а уровень низких — понижается. Это делается для того, чтобы минимизировать количество шумов при воспроизведении с пластинки, и избежать перескакивания иглы с дорожки на дорожку.

При воспроизведении с винилового диска, происходит обратная трансформация сигнала. Восстанавливается исходный спектральный состав, понижая уровень высоких частот и повышая уровень низких. Также повышается общий уровень сигнала до значений необходимых для стандартного линейного входа.

Именно за эту обработку и отвечает фонокорректор. Первый стандарт по такой коррекции звука был создан в 1953 году, американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии. Позднее в стандарт вводились изменения, но они не завоевали популярность. На данный момент большинство производителей фонокорректоров следуют первоначальному стандарту RIAA 1953 года.

Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва)

Звучание: «мясное». Чуть больше баса. Чуть ярче, чем хотелось бы. Как бы чуть грубовато. Хотя иногда — эффектно. По сравнению со встроенным фонокорректором в усилитель Marantz PM-66SE — намного лучше.

Разрешающая способность: невысокая.

Глубина сцены: слабо выражена.

Детальность: меньше, чем хотелось бы.

Конструктив: корректор состоит из самого корректора и массивного блока питания, вставляемого в розетку. Никаких регулировок не предусмотрено. Тумблер питания — на задней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.

Индикатор включения — светодиод красного цвета на передней панели фонокорректора. Свечение не яркое. Не раздражает.

Схемотехника: транзисторная.

Дизайн: никакого дизайна.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.

Фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург)

Звучание: очень цельное, сбалансированное. Можно слушать часами без утомления. Редкое совмещение точности и упругости. Недостаток — разрешающая способность чуть ниже ожидаемой. Совсем чуть-чуть хотелось бы лучше. Отсюда — нет той очерченности любого звука, как в предыдущем фонокорректоре (PS Audio PS-II Mk5). Чуть много баса.

Мне представляется, что этот ламповый фонокорректор — отличный выбор для первой виниловой системы. И уж точно своих денег стоит. Безусловно, сложные произведения — например, Реквием — этому фонокорректору удаются тяжело. Но в остальном — очень достойно! Выходное напряжение — чуть ниже, чем у предыдущих моделей. На одной из тестовых записей постоянно срабатывает защита усилителя от перегрузки.

Разрешающая способность: хорошая, но не выдающаяся.

Глубина сцены: очень хорошо.

Детальность: хорошо

Конструктив: фонокорректор состоит из моноблочной конструкции, вся комутация — на задней стороне. Лампы аккуратно светятся. Включатель питания на левой боковой стороне. Спереди — деревянная накладка со светодиодом в центре. Регулировки отсутствуют.

Индикаторы включения: светодиод красного цвета в центре деревянной панели фонокорректора. Свечение яркое. Не нужно яркое.

Схемотехника: ламповая.

Дизайн: можно сказать, симпатишно. На четверочку.

Гарантия: 3 года.

Назначение: для головок MM.

Похожие модели

Фонокорректор Audia Flight Flight Flight Phono

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 120000, Min воспроизводимая частота, Гц — 5, Разделение каналов, дБ — 95, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, В x Ш x Г (мм) — 93 x 420 x 330, Вес — 10.5

Фонокорректор Audiolab 8000PPA

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 60000, Min воспроизводимая частота, Гц — 1, Разделение каналов, дБ — 80, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Разъемы для акустики — винтовые , Позолоченные разъемы, Цвет — черный, серебристый, В x Ш x Г (мм) — 75 x 445 x 333

Фонокорректор BRYSTON BP 1.5

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 30000, Min воспроизводимая частота, Гц — 5, Потребляемая мощность, Вт — 504, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, Цвет — черный, серебристый, В x Ш x Г (мм) — 45 x 432 x 183, Вес — 2.3

Фонокорректор Cary Audio PH 302 MM/MC

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Потребляемая мощность, Вт — 15, Класс усилителя — A, Количество каналов — 2, Схемотехника — ламповый, Позолоченные разъемы, В x Ш x Г (мм) — 100 x 430 x 330, Вес — 10

Фонокорректор EAR 88PB

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Количество каналов — 2, Схемотехника — ламповый, Позолоченные разъемы, В x Ш x Г (мм) — 102 x 235 x 292, Вес — 6.8

Фонокорректор Musical Fidelity M1 ViNL

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, Цвет — черный, серебристый, В x Ш x Г (мм) — 100 x 220 x 300, Вес — 3.5

Фонокорректор Parasound JC 3

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 20000, Min воспроизводимая частота, Гц — 20, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, Цвет — серебристый, В x Ш x Г (мм) — 105 x 437 x 350, Вес — 8.2

Фонокорректор Plinius KORU

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 20000, Min воспроизводимая частота, Гц — 20, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, В x Ш x Г (мм) — 70 x 450 x 400, Вес — 5.5

Фонокорректор Primare R32

Нет в продаже

Стандарт звука — стерео, Max воспроизводимая частота, Гц — 20000, Min воспроизводимая частота, Гц — 20, Количество каналов — 2, Схемотехника — полупроводниковый, Позолоченные разъемы, Цвет — черный, серебристый, В x Ш x Г (мм) — 95 x 430 x 380, Вес — 8.5

Мелкие недостатки не мешают наслаждаться мелодиями

Если говорить о недостатках, то их для меня всего два:

  1. У проигрывателя 3 ножки. Если кошка вдруг запрыгнет на проигрыватель, необходимо будет снова проводить балансировку по уровню. Наличие четырех ножек эту ситуацию не исключает, но устойчивость выше.
  2. Нет автоматики, вариантов настроек, смены иглы, да оно мне пока и не нужно.

Ни один из минусов модели на нужных мне потребительских качествах не отражается. В целом это готовое решение, которое я искала.

Музыка — это то, что сопровождает меня с самого детства и для меня мир винила — это осознанное прослушивание композиций. Виниловый звук не подходит для фона, пока ты ешь или с кем-то разговариваешь, он должен быть центром внимания, как только игла касается пластинки. И только тогда в полной мере возможно насладиться любимой мелодией, от первой ноты до последней.

↑ Итоги

Подать сигнал смог лишь, когда привел в порядок «вертушку» (благо, карантин и достаточно свободного времени). Ожидаемых артефактов импульсного питания не обнаружил. В колонках тишина. Поставил пластинку: легкий шорох, но всё звучит естественно, что даже показалось странным (привычка к МР3 звучанию). Пару часов слушал пластинки: французские «сорокопятки» с Ивом Монтаном — его военные песни, «Вишневый сад» — чеховский спектакль, запись и сам диск 1963-го года, джазовые стандарты Эллы Фицджеральд. Пластинки нужно мыть, прежде чем слушать, много лет пылились. Эпопею с «вертушкой» Technics SL-23A опишу отдельно.

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: