Добавление сабвуфера
К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение
Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы)
Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит вроде очень замечательно.
После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так… Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.
Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:
Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы…. От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.
Много свободного времени можно потратить на перемещая саба по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно покрутить на нем фазу. Во всех случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.
На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке.
И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.
Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-6 раза кратно ниже цены розницы).
А с создание давления у сабвуферов все замечательно. С этим никто не спорит.
Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации.
Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой.
После того как поймете, что вы хотите, – рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы.
Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу.
Читайте по теме:
Пассивный излучатель своими руками
Можно легко сделать пассивный излучатель своими руками, удалив у низкочастотного динамика магнитную систему и подвижную катушку. Лучше использовать басовый динамик диаметром не меньше предполагаемого активного излучателя. Так же не лишним будет немного утяжелить диффузор.
Не обязательно препарировать нормальный динамик, чтобы сделать из него пассивный динамик своими руками. Лучше использовать его по назначению, а в дополнение к нему дешево купить пассивный излучатель на AliExpress.
Показанные выше пассивные излучатели отлично подходят для создания самодельных портативных колонок. Они обладают диаметром 2 дюйма и стоят всего 143 рубля за пару. Покупать рекомендую в этом магазине.
Еще более интересный вариант:
Эти пассивные излучатели уже меньше похожи на обычные динамики потому, что лишены металлической корзины и имеют минимальную толщину. Они обладают диаметром 3 дюйма (79мм), за счет чего могу обеспечить лучшие басы. Обойдутся они несколько дороже — 515 рублей за пару. Ссылка на магазин.
Больше диаметр — больше басов:
Это уже 4-х дюймовый пассивный излучатель басов. Его цена так же не столь велика и составляет 260 рублей. . Однако благодаря большему диаметру он еще лучшую отдачу по низким частотам.
Коротко о важном
Впрочем, эта часть будет самой непродолжительной: в высокочастотном диапазоне Diamond 12.2 звезд с неба не хватают. Но и особых вопросов к ним предъявить нельзя. Отчасти из-за того, что в уме уже прочно обосновалась стоимость этих полочников и, как следствие — умерились аппетиты. С другой стороны — это действительно прозрачные, чистые и детальные высокие частоты.
Кстати, заодно рассмотрим джазовое направление — думаю, что это один из самых популярных музыкальных стилей на сегодняшний день, и обходить стороной его не стоит.
Но и трек выберу непростой — «Hallelujah Time» в исполнении Christian McBride Trio. Здесь и прекрасные перкуссии, и скоростной контрабас, который, к удивлению, «даймонды» отыграли четко, без каких-либо излишних протяжек или неточностей тонов.
Касаемо перкуссий — на фоне чуть приглушенной зоны высоких средних может создаться впечатление, что высокие акцентируются. Но такие выводы преждевременны, так как, если провести условное сравнение уровня подачи высоких и средних частот, приходит понимание, что они идут вровень. Как по количеству, так и по качеству.
Пару слов можно сказать и о построении воображаемой сцены: она располагает к себе глубиной и приличным масштабом, но образы в ней не всегда имеют четкие очертания. Впрочем, это замечание не носит претензионный характер и может зависеть от многих переменных.
Тонкие материи
С вокалом и средними частотами в целом Diamond 12.2 работают аккуратно, с долей сдержанности, которая относится к тому диапазону, где обитает высокий женский вокал. При рассматрении предыдущего трека претензий у меня не нашлось. Но и запись вокала там, откровенно говоря, не самая впечатляющая, хотя и содержит в себе интригующие французские акценты.
Гораздо интереснее работать с Halie Loren и ее композицией «С’Est Si Bon». Интрига остается, но вокал более разнообразен и игрив.
Здесь возникает сложность в интерпретациях полученных результатов, потому как в моей слуховой памяти плотно сидит эта же композиция в исполнении одного из полюбившихся сетапов. Но сетап этот выступает в другой лиге, а слуховая память — она такая, ей все равно, какие там у кого лиги. Ей подавай тембральных оттенков и нюансов артикуляции.
Так вот, в общих ощущениях — не хватило отдачи Diamond 12.2 по «тонким материям». Это успешно фиксируется, когда знаешь, что «тонкие материи» в треке есть, но в данный момент воспринять их на слух не получится.
С другой стороны, можно поставить себя на место слушателя, который впервые услышал эту композицию на этой же системе. Хватило бы мне эмоций и интонационной филигранности? Вполне. На этом и остановимся.
При работе Wharfedale Diamond 12.2 с верхней частью среднечастотного диапазона слышно, что вариант настройки, применимый к этим полочникам, подразумевает некую комфортную подачу музыкального материала. На практике это выражается в том, что та часть средних частот, в которой обитают сибилянты, ловко приглушена.
Теперь «грязные» треки можно слушать громко и без прищура, но взамен мы жертвуем каплей вокальной воздушности. Критична ли эта потеря? По большому счету — нет, потому как она ощущается не как грубый провал диапазона, а как умелое маневрирование автомобиля на чемпионате мира по дрифту.
На этом этапе в голову пришла мысль, что подобный подход к настройке звука мне где-то уже встречался… Но не будем торопиться с выводами! Нужно рассмотреть и высокие частоты, чтобы выводы были основаны на общей оценке всех диапазонов.
Предисловие – предупреждение
Первую часть диска, там где мы слушали классическую музыку, можно назвать – “гармонией звука”. А дальше, будет вторая часть, которую можно назвать – “тестовыми сигналами”, так как они таковыми и являются, в отличие от музыкальных произведений.
Повторимся, что трек №7 – это специально созданная пауза, которая длится всего 25 секунд и позволит вам убрать уровень громкости до практически – минимального. Восьмой трек, по сравнению с предыдущими будет достаточно громким. Что бы вам не испугаться и не дать акустике “встрепенуться” – сделайте уровень громкости – тише.
Слушая тестовые сигналы – могут вылезти неприятные призвуки корпуса и динамиков. Возможно услышите “горбы и провалы” в АЧХ. Вы просто можете узнать о своей аппаратуре (акустике) много нового, чего ранее не замечали. Вероятно, что этих “нехороших” моментов не услышат владельцы премиальных акустических систем, но таковых окажется не так много. Большинству любителей музыки, эти тесты – в помощь, а некоторым – расстройство.
Слушая любимые произведения, вы не всегда сможете услышать, понять и идентифицировать дефекты вашей акустической системы. Они бывают на столько малыми, что не слышны за другими звуками музыки. Но они ни куда не исчезают, они там и остаются. Но слушать музыку вы не прекращаете, просто слышите – “что-то не так”. Но “что – не так”? Это можно услышать только с помощью тестовых сигналов.
Klipsch RF-7 III Black
Флагманская модель Klipsch RF-7 III относится к третьему поколению культовых напольных «семерок» и является довольно сильным соперником в своей ценовой категории.
Спикер оснащен новым 1,75-дюймовым компрессионным ВЧ-драйвером с титановой мембраной и высокоэффективным фазовыравнивателем, гарантирующим равномерность звукового давления на высоких частотах. Драйвер помещен в рупор Tractrix усовершенствованной конструкции, комбинирующий в себе центральную конусообразную воронку с классическим квадратным рупором из формованной резины, изгиб боковых стенок которого соответствует геометрической кривой трактрисе. Согласно мнению Klipsch, такое техническое решение оптимизирует АЧХ, расширяет частотный диапазон, а также позволяет получить отличную динамику звучания и впечатляющую звуковую сцену. Благодаря использованию формованной резины удается обеспечить великолепное демпфирование, что выражается в уменьшении резкости и повышении детальности саунда. Ответственность за СЧ и НЧ берет на себя пара внушительных 10-дюймовых динамиков с диффузорами, изготовленными из покрытой медным слоем металлокерамики (Cerametallic). Такой выбор материалов способствует получению требуемой жесткости и легкости, благодаря чему удается избежать нежелательных деформаций диафрагмы и свести к минимуму искажения. В излучателях задействованы литые алюминиевые корзины, которые сводят к минимуму резонансы, и мощные магниты особой конструкции, обеспечивающие линейное движение диффузоров. Отдельного внимания заслуживает тяжелый массивный корпус Klipsch RF-7 III. Для каждого СЧ/НЧ-драйвера здесь имеется отдельный отсек с портом фазоинвертора, форма которого идентична геометрии фирменного рупора Tractrix, благодаря чему воздушный поток выводится из отсека более эффективно. В итоге бас становится более чистым и мощным. Изоляция мидвуферов друг от друга в отдельных камерах дает возможность улучшить линейность и устранить внутренние стоячие волны. Корпус обладает несколько выступающим за его пределы основанием, обеспечивающим небольшой наклон АС назад. Наличие на задней стенке двух пар винтовых клемм позволяет организовать бивайринг или биампинг. Колонка впечатляет великолепной отделкой натуральным шпоном, который можно сравнить по качеству с материалами для отделки дорогой мебели. Флагман Klipsch RF-7 III отличается высокой чувствительностью, широким частотным диапазоном и традиционно собирается на мощностях «Клипш» в США.
Особенности :
- Жесткий массивный корпус с двумя отдельными отсеками для СЧ/НЧ-драйверов
- 1,75” компрессионный твитер с алюминиевой мембраной и гибридным рупором Tractrix
- Пара 10-дюймовых СЧ/НЧ-динамиков с конусами из покрытой медным слоем металлокерамики
- Форма портов фазоинвертора соответствует рупорной геометрии Tractrix
Скорость и напряжение
Этап прослушивания прошел не в совсем привычных рамках, так как не все компоненты, из которых был собран сетап, входили в ценовую категорию Diamond 12.2. Если интегральник Cambridge Audio CXA61 еще как-то можно представить в системе с подобными АС, то Naim NDX 2, выступавший в качестве источника — не совсем. Однако же углубимся в рассмотрение особенностей звучания Diamond 12.2.
Первое, что замечаешь, независимо от жанров и стилей — это могучая басовая линия, которая поначалу даже немного шокировала. Wharfedale, ты ли это? Но нельзя сказать, что баса чересчур много: все-таки мы имеем продукт, который был спроектирован профессионалами в своем деле, да и Карл-Хайнц Финк не допустил бы такого безрассудства. Бас получился могучий, глубокий и плотный, но он всегда знает свое место, и ни в одной из композиций не позволял себе вольностей.
Возьмем, к примеру, трек «Toute Seule» в исполнении Marie Plassard. Басовая линия здесь синтетическая, довольно глубокая и имеет некие перепады тональности, которые, кстати, намедни были прожеваны одними популярными акустическими системами, оставившими слушателю лишь однотонное бум-бум.
К моему удивлению, Diamond 12.2 уверенно показали бас разного уровня глубины и тональности. При этом, учитывая довольно приличный уровень громкости — никаких паразитных призвуков различить не удалось: ни фазоинверторы, ни сами кабинеты ничем не выдавали своего напряжения.
Причем, если судить по амплитуде хода диффузора, уровень этого напряжения был достаточно высок. Браво, Wharfedale! Брависсимо, Карл-Хайнц Финк!
Если же рассматривать скоростные характеристики этого диапазона — здесь не все идеально. Имеется доля вальяжности — и всякий супер-спид-метал для Diamond 12.2 будет очень сложным испытанием. Но для привычных нам скоростей в классическом роке, или в ню-метал, или в соответствующих электронных жанрах — предъявить претензии будет сложно.
Да и не хочется в них углубляться, потому как на фоне стоимости этих полочников они покажутся аудиофильским занудством. Как бы там ни было, в моем дежурном блокноте напротив слова «бас» стоит «++», а это хоть что-то да означает.
Дизайн
Цветовая гамма, которая доступна для выбора в 12-й линейке Diamond, теперь включает в себя четыре варианта расцветки: черный, белый, светлый дуб и грецкий орех. Мне достались полочники в цвете «грецкий орех» — надо сказать, выглядят они довольно привлекательно.
Лицевая панель окрашена в черный глянец, сами же излучатели и их окантовка — матовые и по цвету напоминают графит. Исключением стали тонкие обводки излучателей — они тоже глянцевые.
Кабинетам в этот раз уделено много внимания. Во-первых, производитель заявляет, что при их компоновке использовалась конструкция типа сэндвич, то есть стенки многослойные. Во-вторых, инженеры серьезно озадачились и, вооружившись различными современными технологиями, нашли внутри кабинетов такие места, которые непременно стоит притянуть скобой к противоположной стенке кабинета.
Таким образом удалось серьезно испортить жизнь паразитным вибрациям и, как следствие — паразитным призвукам корпуса. В доказательство своих слов инженеры Wharfedale предлагают нам посмотреть на результаты компьютерного моделирования, где мы можем оценить кабинет Diamond 12.2 до и после проделанной работы:
Не менее серьезный подход обнаружен и при изучении СЧ/НЧ-драйвера. Как оказалось, он еще нигде не участвовал, и линейка Diamond 12 для него — дебютная.
Драйвер диаметром 6,5 дюймов расположился на лицевой панели. Его диффузор теперь выполнен из материала Klarity: смесь полипропилена и слюды — это явно что-то новенькое для Wharfedale. Видимо, баланс «жесткость/легкость», который предложил этот материал, оказался лучшим решением для линейки Diamond.
Источники заявляют, что Klarity получился очень нейтральным, если рассматривать его со стороны придания окраса звуку, благодаря чему акустика получает всежанровую направленность и другие плюшки. Ну, это мы еще проверим.
Помимо пылезащитного колпачка, на диффузоре имеются выпуклые части
Судя по всему, это ребра для дополнительной жесткости, которые невольно выполняют еще и декоративную роль, так как сразу же обращают на себя внимание
На ощупь диффузор показался очень нежным и тонким, но тест на продавливание пальцем выдержал уверенно: ход подвеса сработал, а диффузор сохранил исходную форму.
Еще одно нововведение, которое касается внутренней части драйвера — прецизионная магнитная система с эпоксидно-стекловолоконной магнитной катушкой и алюминиевым компенсационным кольцом. Все это значительно снижает влияние нежелательных магнитных колебаний на общее качество звука, улучшает контроль и стабильность работы драйвера.
Высокочастотник, который расположился в традиционном для него месте, окружен широким волноводом. Купол драйвера имеет диаметр 1 дюйм — он выполнен из тканной полиэфирной пленки. Производитель говорит об открытых, плавных высоких частотах и правильном их распределении в сторону слушателя.
Тыльная панель Diamond 12.2 приготовила несколько сюрпризов: во-первых, она отличается цветом от остальных частей корпуса АС, во-вторых — там нашлось две пары клемм для акустических проводов!
Клеммы выстроились вертикально, лесенкой, и позволят сторонникам двухпроводного подключения устроить полный биампинг — или, в крайнем случае, бивайринг. В этом бюджете найдется не так уж много полочников, допускающих подобные вольности!
Выше клемм разместилась табличка с названием модели и серийником, еще выше — не широкий, но довольно глубокий порт фазоинвертора.
Колонка с пассивным излучателем
Довольно популярная сегодня область применения пассивных излучателей — это портативные колонки. При их размерах не так то просто получить действительно хороший бас. Акустический пассивный излучатель может значительно улучшить ситуацию .
Но даже если колонка не портативная, а настольная диаметр диффузора пассивного динамика должен быть больше или равен диаметру активного излучателя.
При этом собственный резонанс пассивного излучателя должен лежать ниже резонанса основного динамика. В идеале, для настольной акустики он должен лежать ниже 20Гц. Будет еще лучше, если такую же низкую резонансную частоту будет иметь и активный громкоговоритель.
Применяется пассивный излучатель только в корпусе типа закрытый ящик. Т.к. возбуждается он только колебаниями воздуха внутри корпуса от активной головки. Следовательно любая негерметичность корпуса колонки с пассивным излучателем сильно снижает эффективность отдачи по басам.
Выводы
Теперь можно сделать окончательные выводы. Предположения подтверждаются: перед нами настоящие, британские «варфы», которые отстроены на манер породистого британского звука! Без сомнений, похожую настройку подачи можно услышать и у других именитых британских хайфайщиков, но и бюджеты там совсем другие!
Wharfedale отчасти рискнули, отдав в такой важный для них момент Карлу-Хайнц Финку работу по настройке новых Diamond. Diamond, Карл! И тот результат, который мы получили по итогам рассмотрения Diamond 12.2, только радует.
Акустика получилась не такой нейтральной, как ее новый диффузор, но взамен слушатель получает интересный и живой саунд, который не будет утомительным ни при длительном, ни при громком прослушивании. Отличный уровень проработки басовой линии при поддержке достойного оформления остальных диапазонов — любителей такой подачи искать не придется, они уже давно среди нас!