Скорость движения магнитной ленты
Поскольку качество записи/воспроизведения в магнитофонах напрямую зависит от скорости транспортировки ленты, считалось правильным записывать музыку на максимальной доступной на бытовых магнитофонах скорости — 19,05 сантиметра в секунду.
Скорость 9,53 см/сек в катушечных магнитофонах тоже присутствовала, но разница в качестве записи и воспроизведения музыкальных программ была ощутима на слух (по сравнению с 19,05 см/сек) и использовалась для записи материалов изначально с не слишком качественным звуком (запись с телевизора, радиоприёмника) или в случаях жёсткой экономии — магнитофонная лента, как и многое другое в СССР, была дефицитом. Широко использовалась для записи речи — в быту и для обучающих программ.
Существовали бытовые магнитофоны использующие скорость транспортировки магнитной ленты 4,76 см/сек, но качество записи плохо подходило даже для записи речевых программ и со временем инженеры-разработчики совсем отказались от этого режима.
В нашей студии возможна оцифровка аудио материалов записанных на магнитной ленте 6,3 мм, на скорости 4,76 см/сек, 9,53 см/сек, 19,05 см/сек, 38,1 см/сек.
«Маяк»
Рассмотрение наиболее известных советских моделей стоит начать с продукции Киевского .
Еще будучи «Днепром» (до 1963 г.), предприятие выпустило 14 моделей катушечных магнитофонов. Все они были ламповыми и были рассчитаны на ленту шириной 6,25 мм. Далеко не все из них были запущены в массовое производство.
Особо стоит о (1954). Он стал первым бобинным магнитофоном, работавшим от батареек. По сравнению с другими приборами, он считался портативным, весил всего 6 кг. Чтобы завести его, нужно было использовать пружинный мотор граммофонного типа. Процедуру стоило повторять каждые 5 минут, с помощью боковой ручки. Этакой гибрид патефона и магнитофона. На нем использовались катушки диаметром в 10 см (100 метров пленки). Скорость воспроизведения записи — 9,6 см/с.
Через 2 года вышла более революционная модель — «Днепр-9», первый советский двухдорожечный магнитофон. Основан на модели «Днепр-5». Весил 28 кг и был предназначен для катушек с диаметром 18 см (350 м). Скорость воспроизведения — 19,05 см/с.
После смены имени Киевский завод производил все те же ламповые модели, но уже под название «Маяк».
С 1971 г. предприятие начинает выпуск транзисторных катушечных приборов.
Наилучшим по качеству считался бобинный магнитофон «Маяк-203», а также его собрат «Маяк-001 стерео», который привез приз с международной выставки.
Последний начали выпускать с осени 1973 г. На нем можно было записывать и воспроизводить моно/стерео фонограммы. А также перезаписывать с одной дорожки на другую множество раз с возможностью наложения новой записи на уже готовую.
Также у «Маяка-001» был счетчик метража ленты и 2 скорости (19,05см/с и 9,53 см/с). Это чудо весило 20 кг. К нему прилагался пульт управления. Купить такой прибор было очень непросто.
Первый «Маяк-203» сошел с конвейера осенью 1976 г. Он позволял записывать моно/стерео с различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник/телевизор/радиолиния и другой магнитофон).
У этой модели было стразу 3 скорости: 19,05 см/с, 9,53см/с и 4,76 см/с. По сравнению с предыдущим, он был крошкой, весил 12,5 кг.
Тефифон
Этот немецкий аппарат можно назвать интересным примером синтеза магнитофона и проигрывателя виниловых дисков. Его представил доктор Карл Даниель в 1936 году; тефифоны производились на его собственной фирме Tefi (отсюда название). В качестве носителя Тефифон использовал пластиковую ленту с прорезанными в ней дорожками, которые считывались при помощи иглы, соединённой с усилителем. Закольцованная пластиковая лента размещалась в сменных картриджах. Что удивительно, на картридж помещалось до четырёх часов музыки. Первые тефифоны и картриджи для них поступили в массовую продажу в Германии в конце 40-х годов. Однако тефифон не смог бороться с куда более популярными на тот момент пластинками и магнитными записями. Большинство популярных исполнителей уже имели контракты с производителями плёнок и пластинок, и на картриджах для тефифона практически не продавались «хиты». Последним нововведением в формате тефифона стала стереозапись, которая была представлена на рынок в 1961 году. Однако она тоже не пользовалась успехом, и в 1965 году производство тефифонов было полностью свёрнуто.
Лошадь впереди телеги
Первый серьезный ответ на эту проблему звука пришел в виде картриджа Fidelipac, также известного как «the Cart» («телега», «корзина»). Как и у автомобиля или кинокамеры, у этого формата, похоже, было несколько родителей. Одного из них звали Верн Нолти, бывший сотрудник компании Automated Tape Company и дальний родственника актера Ника Нолти. Но чаще всего называют Джорджа Эша.
Fidelipac использовал магнитную ленту в виде бесконечной петли (которая, в свою очередь, была впервые разработана Бернардом Кузино, работавшим вместе с Эшем в той же мастерской). Вместо того чтобы запрячь лошадь в «Телегу», Эш понял, что не потянет производство и поэтому лицензировал устройство для Telpro Industries, которая и продавала его под именем Fidelipac.
Fidelipac предназначался для использования на радиостанциях и использовал четвертьдюймовую ленту с двумя дорожками, которая протягивалась с так называемой «скоростью вещания» 7,5 дюймов в секунду (ips). Одна дорожка содержала аудиозапись (моно) для собственно трансляции, другая дорожка содержала служебные тоны-индексы для управления работой магнитофона (остановка, запись и т. п.).
В более поздней версии использовались три трека: служебный и стереопара. Формат Fidelipac и его последователи использовались для коротких радиопередач, фоновой музыки, джинглов и рекламы. Самой популярной версией был «размер A» с запасом ленты чуть более 10 минут при скорости 7,5 ips. Его профессиональное использование на радио протянулось аж до 90-х годов — иногда с версиями 15ips, с более скромными картриджами Stereo 8. Его можно увидеть в ситкоме 80-х «Радио Цинциннати» (WKRP in Cincinnati), где герой грозится швырнуть картриджем в коллегу на 17:19.
В конце 1962 года Мюнц и Джордж Fidelipac Эш начали работу над системой Stereo-Pak, четырехдорожечным картриджем, предназначенным для автомобилей, который содержал пару упрощений. Эта практика, получившая позже название «Muntzing», представляла собой разработку современных электронных устройства менее сложными. Оба эти упрощения оказались полезными в серийном производстве. Скорость всего лишь 3,75ips ухудшила качество звучания, но она оставалась все еще в два раза выше, чем у его соперника-кассеты. Движущаяся головка между парами стереодорожек позволяла слушать музыку без перерыва по сравнению с Highway Hi-Fi, все это, вроде, хорошо работало, и поэтому Мюнц с головой ушел в новое приключение.
Его фирма MEC (Muntz Electronics Corporation) вскоре лицензировала музыку от всех основных музыкальных компаний и выпустила множество сотен разных лент вплоть до конца 1960-х. Мюнц также продемонстрировал свой картридж Stereo-Pak и его предшественника Autostereo на выставке Consumer Electronics Show 1967 года, а также финансировал различные рекламные ролики и плакаты, в которых практически все были представлены молодыми женщинами и наводящими на размышления лозунгами вроде «Присоединяйтесь к стереосистеме Muntz Включите … lover boy!» Изящно, да?
Хотя системы Autostereo и Stereo-Pak не были особенно дешевы — 130 $ в 1963 году (около 1 050 $ сегодня) — они нашли свой небольшой, но растущий рынок среди богатых и знаменитых, которые вскоре протоптали дорожку к магазинам Мюнца в Лос-Анджелесе. Персонал в этих заведениях был, как правило, укомплектован опять же молодыми женщинами в яркой униформе. Фрэнк Синатра быстро купил комплект для своего нового Buick Riviera, а его приятели по «Крысиной стае» — Дин Мартин, Сэмми Дэвис-младший и Питер Лоуфорд — вскоре последовали его примеру. Коллега Мартина Джерри Льюис прослушивал новые сценарии для юмористического дуэта, записанные на Stereo-Pak в автомобиле.
Но на сцене с Безумцем обязательно должен появиться свой король Лир, и поэтому в этот момент входит Уильям Пауэлл «Билл» Лир. Бывший продавец подержанных машин, Лир, был еще одним «автомобильным фриком», который водил свою тачку уже в 19 лет — его мать подписала для него бумаги, пока ему не исполнилось 21. Лир также был изобретателем-самоучкой, который в подростковом возрасте был дважды исключен из школы за «показ учителей», то есть проявил больше технических знаний, чем его штат средней школы. В дальнейшем он весьма преуспел, зарегистрировав 120 патентов за более чем 45 лет трудовой карьеры.
Бобины
На заре существования в магнитофонах для записи использовалась проволока, а на закате они были адаптированы под прямоугольные компакт кассеты с магнитной лентой. Однако в свою золотую эпоху главным носителем были бобины. Еще их называли катушками. Отсюда и название — бобинный магнитофон (катушечный).
Каждая из этих приспособлений представляла собой две металлические или пластиковые пластины со стержнем по центру. На него наматывалась магнитная лента с информацией.
Для работы бобинного магнитофона всегда необходимо было использовать две катушки. Одна звалась подающей, вторая — принимающей.
Для проигрывания лента с одной перематывалась на вторую. В дальнейшем они могли меняться местами.
Чтобы извлечь звук, протяжный механизм позволял ленте приблизиться к магнитной головке бобинного магнитофона. Она выполняла роль считывающего, записывающего и стирающего устройства. Кстати, именно эта важная деталь стала предком головок дисковых накопителей, без которых сегодня невозможна работа ни одного компьютера.
Первые бобины для магнитофона были довольно громоздкими из-за толщины и ширины пленки. Постепенно она уменьшалась вместе с сокращением размера катушек. В конечном итоге они эволюционировали в компакт кассеты. Эти маленькие прямоугольники фактически содержали одновременно и подающую, и принимающую бобины. Из-за уменьшения ширины ленты качество звука ухудшалось. И хотя в быту кассетный магнитофон стремительно вытеснял катушечный, профессионалы по-прежнему предпочитали использовать последний. Это длилось вплоть до распространения цифровых устройств.
Диктабелт
Еще один собрат шоринофона и тефифона – на этот раз из-за океана. Компания American Dictaphone («Американский диктофон») выпустила его на американский рынок в 1947 и, как можно догадаться, диктабелт (или «диктопояс», в переводе на наш язык), предназначался для записи речи. Подобно тефифону, диктабелт использует виниловую ленту, и подобно шоринофону он может делать запись на неё. Правда, в отличие от аппарата Шорина, диктабелт использует не резец, а тупой наконечник, который вдавливает запись в винил, тем самым не образуя стружки. Вместительность одного «пояса» для диктабелта составляла 15 минут. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы сделать исторические записи во время убийства президента Джона Кеннеди, послужившие одной из главных улик во время процессу по делу его предполагаемого убийцы Ли Харви Освальда. Диктабелты прожили долгую счастливую жизнь и были отправлены на пенсию в 1980 году.
Магнитная лента
Главным и наиболее ценным в любой бобине была магнитная лента (пленка). На ней содержалась вся информация.
Ширина магнитной ленты в разных странах и в различные периоды отличалась. Для советских бобинных магнитофонов стандартной считалась 6,25 мм.
В отличие от ширины, стандарт допускал 3 варианта толщины: 55, 37, 27 или 18 мкм. Дело в том, что толстые ленты обладали лучшими механическими свойствами и были долговечнее. Но они были «капризны», так как для плотного прилегания к считывающей головке требовали сильного натяжения, а значит не каждый магнитофон был способен справиться с ними. Кроме того, толстой ленты помещалось на бобине значительно меньше, чем тонкой.
Для сравнения: на бобину диаметром 18 см помещалось 525 м пленки толщиной 37 мкм. В случае с 55 мкм на такой же катушке ленты было на 175 метров меньше. Не удивительно, что для бытовых нужд использовались более тонкие, хотя и менее надежные, пленки.
Что касается производителей ленты, в то в СССР на этом специализировались 3 предприятия: «Свема», «Тасма» и «Славич». За рубежом наиболее известными были TDK, Sony, 3М, BASF и Agfa.
«Нота»
Эти товары производились Новосибирским электромеханическим заводом. С 1966 г. ламповые, а с 1975 г. — транзисторные.
Интересный нюанс, если вы попытаетесь найти бобинный магнитофон «Нота» — потерпите неудачу. Так как данное предприятие производило только приставки. С их помощью можно было слушать бобины на большинстве радиол или радиоприемников.
Они были, естественно, дешевле самых бюджетных магнитофонов. А поэтому обрели в народе особую популярность. Особенно среди радиолюбителей, использующих их в качестве основ для собственных изобретений.
Для примера, стоимость первой ламповой «Ноты» 1966 г. (скорость 9,53 см/с, катушки на 15 м, двухдорожечная монофоническая) 80 руб. В то же время, как самые дешевые бобинные магнитофоны стоили 85 руб. и дороже.
Кроме того, приобретение приставки «Нота» позволяло экономить пространство в и без того крохотных квартирах и коммуналках, а также пристроить их к работе радиолы.
Наиболее популярные ламповые модели — «Нота-М» (скорость 9,53 см/с, 2 дорожки, вес 9 кг) и «Нота-303» (тот же вес, скорость и количество дорожек, но данная приставка могла записывать звук с телевизора, радиолы или другого магнитофона).
Среди транзисторных моделей наиболее удачными считались:
- «Нота-304». Была спроектирована на основе «Инея-303». Имела 4 дорожки и весила 8 кг. Скорость — 9,53 см/с. Могла производить как запись, так и голоса, музыку из любого источника. В ней можно было регулировать громкость, уровень записи, ставить на паузу.
- «Нота-202-стерео» и «Нота-203-стерео» имели общий внешний вид и были собраны по сходной схеме. Однако последняя не имела автостопа. В остальном эти четырехдорожечные приставки были очень похожи. Масса каждой из них была около 11 кг. Они обладали двумя стандартными скоростями воспроизведения. Позволяли записывать с большинства приборов.
Телеграфон
Хорошо знакомый нам способ магнитной записи звука изобрёл в 1898 году датский инженер Вальдемар Поульсен. Именно он разработал систему, при которой магнитный носитель протягивается вдоль записывающей головки и намагничивается, а после этого протягивается мимо воспроизводящей головки, индуцируя в ней электрический сигнал, который затем усиливается и передается на громкоговоритель. Однако самым первым магнитным носителем была не лента, а проволока. Прибор Поульсена назывался телеграфон. Его система усиления была еще весьма слабой, и записанный звук можно было слушать только в наушниках. Идеи Поульсена получили развитие в 20-е годы, когда на рынке появились катушечные аппараты «Блаттнерфон» британо-германского производства – они использовали стальную ленту. Но в историю вошёл немецкий «Магнитофон», аппарат, впервые использовавший самую настоящую магнитную плёнку.
Магнитофон: что это за зверь и с чем его едят?
До появления цифровых плееров для записи звуковой информации и ее воспроизведения использовались магнитофоны.
Они существовали параллельно с граммофонами, патефонами и прочими проигрывателями для виниловых пластинок.
Изначально подобные приборы осуществляли запись на стальную проволоку со специфическим покрытием. В дальнейшем — на магнитную ленту.
Помимо магнитофонов для записи звука на основе этой технологии был изобретен видеомагнитофон.
Но к началу 2000-х оба прибора были окончательно вытеснены с рынка цифровыми носителями. И сегодня встречаются только у любителей старины.
8-дорожечный картридж
Новый плёночный картридж, рассчитанный на воспроизведение музыки и массовое потребление, появился в 1962 году и имел в качестве начинки бесконечную 4-дорожечную плёнку. Картридж был рассчитан на специальную (и очень недешёвую) автомагнитолу – известно, что одна из них была установлена в машине у Фрэнка Синатры. На смену 4-дорожечному картриджу пришел 8-дорожечный, разработанный под руководством Билли Лира (руководителя знаменитой авиационной корпорации Lear Jet). 8-дорожечный картридж, получивший название Stereo 8, был представлен в 1965 году – на три года позже знаменитой компакт-кассеты, разработанной компанией Philips в Бельгии. Тем не менее, на несколько лет доминирующим плёночным носителем для музыки в Штатах стал именно Stereo 8. В 1965 году Ford представил три новых модели машин, на которые была установлена дека Stereo 8, а в 1966 году было налажено производство домашних проигрывателей для 8-дорожечных картриджей. В результате формат Stereo 8 стал всерьез конкурировать с виниловыми пластинками – ведь виниловые проигрыватели для авто, хотя и существовали, были крайне дороги и неудобны.
Все популярные музыкальные новинки того времени, как правило, выходили на картриджах в течение месяца после «винилового» релиза. 8-дорожечные картриджи приобрели большую популярность в Северной и Южной Америке, однако остались почти неизвестными в Британии и Европе, где всё болшую популярность набирала компакт-кассета. К середине 70-х годов знаменитое изобретение компании Philips наконец одержало верх над своим американским конкурентом.
И тут появился Fidelipac
Параллельно с Джоном Гербертом Орром над усовершенствованием технологии бесконечной ленты трудился Джордж Эш (George Eash ). Он как раз арендовал рабочее место в том же помещении, что и Бернард Кузино, а значит — имел неплохую возможность для знакомства с его работой. В 1954 году Джордж представил свой картридж с пленкой, который назвал Eash (на фото ниже).
Фото RPflug / CC BY-SAВ корпусе кассеты располагалась пленка шириной в 6,4 миллиметра с двумя звукозаписывающими дорожками, которая наматывалась на специальную втулку, изначально имеющую форму шестерни. Лента могла сохранить композиции длительностью до десяти минут, а скорость её протягивания составляла 7,5 дюйма за секунду. В отличие от Orrtronic Tapette картридж Эша не имел тонвала и встроенного прижимного ролика — они были перенесены в проигрыватель, что упрощало производство.
Но несмотря на этот факт Джордж не смог поставить сборку своего изобретения на поток. Поэтому в 1959 году он лицензировал устройство для компании TelePro Industries, которая начала продавать его под брендом Fidelipac — также известным как the Cart («телега», «корзина»).
Катушечные магнитофоны сегодня
Катушечные магнитофоны снова заявили о себе в начале 2010-х. Продажи бобинников выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся торговлей винтажным аудиооборудованием. Во многом этот тренд сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговой музыке — виниловыми пластинками. Основным плюсом катушек является максимальная близость записи к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке точнее всего передает изначальный замысел музыкантов. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно понравиться любителям джаза, так как все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.
Сегодня тренд на катушечные магнитофоны подхватили производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпускавшихся устройств. Это восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas. Последние обещали представить свое устройство уже в этом году.Больше об истории аудиосистем — в нашем «Мире Hi-Fi»:
- «Между винилом и кассетой»: история тефифона
- «Как экран стал говорящим»: история шоринофона
- «Звук длиною в 8 секунд»: история меллотрона
Наиболее известные советские марки магнитофонов
К сожалению, в СССР часто предпочитали копировать чужие изобретения, а не создавать свои, при том что наши ученые разрабатывали массу интересных и революционных идей, которые в перспективе могли сулить технологическое лидерство стране.
К примеру, еще на заре магнитофонной эры именно в Советском Союзе придумали аналог бумажной ленты — целлюлозную. Однако развитие своих открытий требовало финансов и времени. А вот гарантий положительного результата не было никаких. Поэтому предпочтение отдавалось уже проверенным «краденым» изобретениям, которые видоизменялись и переименовывались. Потом они запускались в производство. Так происходило с машинами, фотоаппаратами, компьютерами и магнитофонами.
Как работает звук 8D?
Как уже было упомянуто, 8D базируется на бинауральном ритме – ощущении, при котором вы слышите в каждом ухе тоны с разными частотами. Чтобы мозг мог обнаружить бинауральные биения и отреагировать на них, частоты должны быть ниже 1000 герц. Например, если левое ухо регистрирует тон с частотой 200 Гц, а правое ухо слышит 210 Гц, бинауральные биения составляют 10 Гц.
Профессиональный процесс создания таких треков схож с тем, если бы вам нужно было сделать 3D звук. Аудио в формате 8д создается путем комбинирования эквалайзера, панорамирования и аудиоэффектов. В эквалайзере изменяется баланс разных частот, панорамирование распределяет звук по различным аудиоканалам.
Научно доказано, что такой тип музыки положительно влияет на здоровье человека. При прослушивании стереофонических 8D треков с бинауральным ритмом организм достигает уровня, как после многочасовой медитации. Возможно, поэтому треки и видеоролики с использованием этого тренда пользуются большой популярностью на YouTube.
Если профессиональное создание аудиоэффектов своими руками вас пугает, быстро добиться нужного результата можно в продвинутом аудиоредакторе. В данном случае мы рассмотрим, как сделать звук объемным в программе АудиоМАСТЕР. В нее уже встроен инструмент создания эффекта вращения, который поможет добиться результата за несколько кликов.
Распространение и применение
Одно время картриджи использовали для воспроизведения фоновой музыки в магазинах. Качество звучания оставляло желать лучшего, но «бесконечная» лента позволяла не беспокоиться о том, что музыка прервется. Позже Fidelipac усовершенствовали — лента стала содержать три звукозаписывающие дорожки: одну служебную и стереопару. Такой подход позволил улучшить качество записи, и вскоре формат нашел применение на радиостанциях.
Одна дорожка содержала служебные тоны-индексы для управления работой магнитофона (остановка, запись, перемотка и так далее). Стереопара же хранила музыку для эфира, джинглы или рекламные вставки. Примеры звучания вы можете найти на видео ниже (на 13:30 минуте ).
Распространению Fidelipac не помешали даже проблемы с разрывом ленты, свойственные для этого картриджа. Пленка легко рвалась из-за сильного натяжения, а витки на катушке часто запутывались.
Но несмотря на недостатки Fidelipac применяли на радио вплоть до начала 90-х годов, пока индустрия не перешла на цифровые технологии. Картридж даже можно увидеть в ситкоме 80-х «Радио Цинциннати», в котором герой хотел бросить его в коллегу (временная метка — 17:19 ).
Но помимо Fidelipac радиостанции работали и с другими кассетными технологиями, авторы которых воодушевлялись творением Джорджа Эша. Это были 4-Track и Stereo 8. Форматы стали использовать в автомобильных магнитолах, но о том, как это случилось, мы расскажем в отдельном материале.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами
Между винилом и кассетой»: история тефифона Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes
Источник
Фортепианный валик
Строго говоря, фортепианные валики нельзя назвать аудионосителями в полном смысле этого слова: они не записывали звук, а только механически фиксировали движение рук пианиста. Поэтому прародителями фортепианных валиков следует считать валики и диски для музыкальных шкатулок. Еще с середины XIX века в качестве «носителей» для механических пианино использовались бумажные рулоны. К сожалению, они фиксировали только последовательность нот, но не могли передавать силу нажатия на клавиши, а, следовательно, экспрессию исполнения. Прорыв в этой области произошел в 1904 году, когда на рынке появилось механическое пианино системы «Вельте-Миньон» — оно впервые позволило записывать исполнение «дословно». Это означало, что теперь в массовую продажу можно было запускать не мелодии, а исполнения.
Сочинять и записываться на «вельте-миньон» не считали зазорным такие композиторы, как Рахманинов, Дебюсси, Сен-Санс, Скрябин, Малер и многие другие. Чтобы прекратить разгоравшуюся «войну форматов» (одну из первых в своём роде), в 1908 году технические характеристики фортепианного валика стандартизованы. Стандартный фортепианный валик представляет собой рулон бумаги шириной 285 мм с отверстиями, которые расположены по определённым правилам. Формат фортепианного валика просуществовал дольше, чем можно предположить – их производство было свёрнуто только в 2008 году. Полный каталог записей на валиках сегодня насчитывает около 45 000 наименований.
Что такое аудио в формате 8D?
Как работает 8d музыка, что это такое и как создается ощущение реалистичности объема? Это аудио, при прослушивании которого возникает впечатление, что источник звука исходит с разных сторон и расстояний. Это создает эффект присутствия музыки, словно на живом концерте или фестивале. Однако иллюзия звука 360 градусов доступна только при прослушивании музыки в наушниках.
Существует ли такая вещь, как звучание, имеющее восемь измерений? 8Д – просто термин, обозначающий наложение звука на другой звук, при котором сигнал поступает с основных направлений (сверху и снизу, слева и справа) и их четырех комбинаций. По сути, это бинауральный эффект (прослушивание двух тонов немного разной частоты, по одному в каждом ухе), наложенный на стереозвук. Дополнительно некоторые звукорежиссеры добавляют задержку сигнала в 5-30 миллисекунд. Эта комбинация заставляет мозг думать, что звук исходит из разных углов помещения.
Цифровая компакт-кассета
На переломе форматных эпох всегда возникали «промежуточные» носители, стоявшие одной ногой в прошлом, а другой – в будущем. В 1987 году Sony представила цифровые или DAT-кассеты, которые позволяли (и позволяют) записывать и перезаписывать музыку в более высоком качестве, чем CD. DAT-кассеты так и не проникли на массовый рынок во многом из-за опасений самих лейблов относительно бесконтрольного копирования музыки в высоком качестве (до появления CD-r формат CD был куда безопаснее с этой точки зрения), однако до сих пор с успехом используются студийными инженерами. Цифровая компакт-кассета была представлена корпорациями Philips и Matsushita в 1992 в качестве альтернативы DAT-кассетам, а также мини-диску, который в том же году выпустила Sony. По сравнению со своими конкурентами детище Philips и Matsushita имело серьезное преимущество – форм-фактор, соответствующий стандарту традиционной компакт-кассеты. Это означало, что на деках для цифровых кассет вполне можно было проигрывать и стандартные компакт-кассеты – накопленную за годы коллекцию любимых плёнок не нужно было выбрасывать. Тем не менее, даже несмотря на эти очевидные преимущества, цифровой кассете не удалось одержать верх над мини-диском Sony, и формат был тихо свёрнут в 1996 году. Последняя попытка аудиокассеты прорваться в цифровую эпоху провалилась.
Сейчас кажется, что XXI век ознаменовал торжество цифрового формата, и дальнейшие обзоры аудиоформатов должны касаться уже не физических устройств, а типов файлов – mp3, FLAC, AAC и так далее. Однако такой ли полной была эта победа? В то время как виниловые пластинки завоевывают всё новые поколения слушателей, в мире начинают возникать музыкальные лейблы, выпускающие музыку только на аудиокассетах. Музыку по-прежнему хочется не только слушать, но и держать в руках. Тем более, что качество звучания этой музыки заметно отличается от того, которое представил Томас Эдисон в ноябре 1877 года на своем удивительном аппарате.
Диктет
Начиная с 30-х годов XX века потребность в портативных устройствах для записи речи, которые мы сегодня называем диктофонами, только возрастала. Во многом именно эта потребность стимулировала развитие устройств магнитной записи звука. Изначально такие устройства не планировалось использовать для записи музыки – эта ниша уже была надёжно занята виниловыми пластинками, да и требования к качеству записи речи традиционно ниже, чем к качеству музыкальных записей. Устройство, представленное в 1957 году американской компанией Dictaphone Company, как можно понять из названия, тоже было нацелено исключительно на потребителей диктофонов. Однако именно в этот момент на свет появилась первая аудиокассета. Посмотрите на сравнительное фото, и вы увидите хорошо знакомые черты! Корпус самой первой кассеты был выполнен из алюминия, а её продолжительность составляла 2 раза по полчаса. Аппарат не умел перематывать плёнку назад, в нём отсутствовал встроенный динамик для воспроизведения записи; подключить к нему наушники также было невозможно. Тем не менее, стоимость диктета в конце 50-х годов составляла около 300 долларов, что по современным деньгам составляет более 2000 долларов. Да, не каждый журналист мог позволить себе такую роскошь!
Почему это работает
Со временем магнитная лента — в катушках, кассетах и картриджах — деградирует, скорость её воспроизведения замедляется. Одна из причин деградации — так называемый синдром липкости-осыпания. В этом случае разрушается связующее вещество, удерживающее магнитный порошок. Частички порошка попадают на головки магнитофона, мешая воспроизведению, а сама лента начинает прилипать к соседним виткам.
Разогревание пленки в печи (при температуре около 54°C) позволяет устранить первые признаки разрушения. Когда поврежденная лента нагревается, связующее вещество плавится, перестает осыпаться, и катушка вновь становится пригодной для воспроизведения.
Различия между 4-гусеничным и 8-гусеничным картриджами
Размер «A» Фиделипак Картридж (или картридж NAB), часто используемый в радиовещании, также использовался для записей Stereo-Pak.
Stereo-Pak отличается от Stereo 8 своей ¼-дюймовой магнитной лентой, которая содержит четыре дорожки данных (музыки), тогда как 8-дорожечные дорожки имеют в два раза больше дорожек в том же объеме пространства. Таким образом, 4-дорожечные ленты могут использоваться для более высокое качество звука.
Основное отличие 4-х трекового патрон конструкция из 8-треков заключается в том, что у 4-х треков отсутствует встроенный прижимной ролик (обычно из резины или пластика), который будет захватывать и помогать перемещать ленту; В картридже оставлено отверстие для прижимного ролика, который вставляется изнутри самого 4-трекового плеера. Большое отверстие в нижней части картриджа с 4 дорожками для входа прижимного ролика делает ленты с 4 дорожками более восприимчивыми к улавливанию грязи и других веществ, помимо тех, которые обычно находятся внутри картриджей, и требует более высокого уровня механической сложности в устройстве. проигрыватель, так как прижимной ролик нужно вставлять и убирать вертикально через нижнюю часть картриджа.
Еще одно отличие, которое следует отметить, заключается в том, что многие картриджи с 4 дорожками выпускались с прозрачными или прозрачными гильзами, а картриджи с 8 дорожками — нет. Считается, что это связано с тем, что релиз альбома с 4 треками будет содержать вдвое больше ленты, чем эквивалентный релиз с 8 треками, поскольку альбом состоит из 2 программ, а не 4. Если бы покупатели могли видеть, как мало ленты было внутри примерно 8-трекового альбома. релизы треков они могут казаться «коротко измененными», и поэтому 8-трековые кассеты не были выпущены в прозрачных футлярах.
Пошла жара
Конструкция подвижной головки также была проблемой и страдала так называемым «азимутом» — выравниванием головки воспроизведения, которая заставляла издателей музыки перемонтировать порядок воспроизведения песен. Многие альбомы, особенно двойные, должны были разделяться в четыре программы, чтобы соответствовать формату, обычно оставляя длинные пустые разделы, которые потребитель должен был быстро промотать. Двойник Who Quadrophenia был одним из немногих, которому на самом деле не потребовалась подобная головомойка.
По мере того как продажи картриджей падали, все эти проблемы ухудшились, потому что позднее Stereo 8 в ценовой войне насмерть стали использовать более дешевые материалы, например — пластиковые ролики, а не оригинальные жесткие резиновые версии. Большие радиостанции, похоже, не особо спешили избавиться от Stereo 8. У них были собственные отделы обслуживания, но и отчасти потому, что их джинглы в конце концов длились всего несколько секунд, хотя и звучали десятки раз в день. Однако это был отдельный мир, а все остальные люди хотели слушать целые альбомы в своих автомобилях или дома, час за часом. Несмотря на это, многие из лучших плееров Stereo 8 — и некоторые из лент — все еще работают даже сегодня, почти полвека спустя.
Выбор образца шума для шумоподавления
Программа Wave Corrector для устранения шума использует метод так называемого «вычитания шума». Т.е. для корректного шумоподавления строго говоря нужен образец шума (т.е. шума магнитной ленты без записанного аудиосигнала). В идеале образец шума должен быть взят из пауз, например, между песнями, речью и т.п. Если же будет присутствовать ещё и сам аудиосигнал в образце, шумоподавление может быть некорректным и сопровождаться появлением неприятных артефактов. Программа сама генерирует образец шума при открытии файла. Но его можно и скорректировать, выбрав пункт Edit Noise Profile (Редактировать образец шума) в меню Waveform (Сигнал):
Здесь самое важное проследить, чтобы никакая часть аудиозаписи не попала в образец, иначе возникнет эффект сверхподавления шума, сопровождаемый неприятным «уничтожением» высоких частот в сигнале. Добавим громкость на полную (анализируем всё-таки шум) и прослушаем выделенный синим цветом на осциллограмме образец шума, нажав в окне Edit Noise Profile на кнопке с синим треугольником
Если на слух всё устраивает, кликаем кнопку ОК. В противном случае жмём на кнопку Create New (Создать новый образец) и «тыкаем» курсором в то место, которое, как мы считаем, более подходит для взятия образца. Опять прослушиваем и жмём ОК. После того как изменения сделаны, фильтр для удаления шума надо применить заново. На панели инструментов кликаем кнопку Filter, в открывшемся диалоговом окне ставим флажок Hiss (Шум), слайдер уровня шумопонижения оставляем без изменений, выбираем режим замены (Replace Existing) и жмём кнопку Apply (Применить):
Не помешает ещё раз проверить качество выполненной работы, как это описывалось выше. Попутно отмечу, что с помощью фильтров программы можно также устранить фон на записи и рокот от винилового проигрывателя.