Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами
Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований. Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.
Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно — концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее. Сформулируем свою идеологию. Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:
• минимальная длина тракта, • минимальное количество элементов, • культура исполнения конструкции и монтажа, • применение качественных радиоэлементов и материалов, • ну и «hand made» — ручная работа, а точнее «домашнее рукоделие».
Подмешаем в нашу идеологию немного «культовости»:
• отсутствие полупроводниковых элементов, • отсутствие общих и местных обратных связей, • отсутствие инструментальной оценки характеристик, • отсутствие IT-технологий в реализации (программное моделирование и т.п.).
О канальности усилителя.
Одноканальные.
Не надо думать что одноканальный комбик чистого звука вам даст настоящий ламповый перегруз! Какой либо перегруз на таких комбиках без дополнительных устройств можно получить только разогнав мощник на всю мощь. Но есть проблема… Вы оглохните… Это к стати не плохо можно на расстроенной гитаре играть и не парится…
Яркий пример таких комбарей: Yerasov CLASSIC 45 ; Yerasov GTA-15 ; Yerasov TONMEISTER; Yerasov GAVROSH 8 и у других производителей их полно. Обычно это крайне простецкие аппараты с минимум крутилок, но как ламповый чистый, они что надо. Перегруз на таких усилителях можно получить с помощью дополнительных педалей или преампов. Есть широкий ассортимент как транзисторных так и ламповых преампов. При чем ламповые преампы с такими комбарями работают просто отлично! К слову, в них очень неплохо заходят и процессоры.
Двух и более канальные.
Такие усилители предлагают практически полностью готовое решение для всех вариантов звука, но надо обратить на одну особенность. Способ организации этих каналов и способ переключения между ними
Каналы бывают полностью независимыми или «как придется».
Внимание! ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Полностью независимый канал, это канал где все элементы регулировки и управления не пересекаются с другими каналами данного усилителя.
Если вам в процессе игры важно переключатся с чистого на грязный , с ритма на соло канал, с овердрайва на кранч то крайне желательно что бы при этом переключении у вас не возникало желание пребрать высоких или добавить гейна. Достигается это когда у вас в каждом канале есть свой гейн, своя громкость и свой темброблок. Не всем это важно, но некоторых (меня) крутить ручки даже вскакивая с дивана бесит
Типичным представителем полностью раздельных каналов является например: Yerasov Marvel 30, Bugera T50. А вот например Yerasov GAVROSH 10, при всех своих достоинствах имеет общий темброблок для обоих каналов. Надо помнить также что такой хренью страдают и все винтажные аппараты. Во многих как например Marshall PLEXI еще надо гитару перетыкать для смены каналов. Стоит упомянуть также еще один вид усилителей, это как правило миниголовы, которые не могут в чистый. Звук у них всегда в перегрузе. К чему я все это? Универсальность важное свойства домашнего усилителя. Дома играют все подряд. Мы не Аки\Каки у которых ручки приклеены в одном положении с 70х годов
Не всем это важно, но некоторых (меня) крутить ручки даже вскакивая с дивана бесит. Типичным представителем полностью раздельных каналов является например: Yerasov Marvel 30, Bugera T50. А вот например Yerasov GAVROSH 10, при всех своих достоинствах имеет общий темброблок для обоих каналов
Надо помнить также что такой хренью страдают и все винтажные аппараты.
Во многих как например Marshall PLEXI еще надо гитару перетыкать для смены каналов. Стоит упомянуть также еще один вид усилителей, это как правило миниголовы, которые не могут в чистый. Звук у них всегда в перегрузе. К чему я все это? Универсальность важное свойства домашнего усилителя. Дома играют все подряд. Мы не Аки\Каки у которых ручки приклеены в одном положении с 70х годов.
NOVIK MK60/MK120 (RedBear MK60/MK120)
Гитарный усилитель
Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)
Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)
Число каналов: 1+
Мощность Вт RMC: 60 Вт
Выходная нагрузка: 4;8;16 Ом
Вес: 18/20 Кг
Габариты мм: 700x220x230
Первая модель, запущенная в серийное производство — NOVIK МК 60/120. Для корпорации Gibson этот усилитель выпускался под брендом RedBear. На задней панели RedBear указано, что он эксклюзивно сделан NOVIK для GIBSON. Особенно хотелось бы отметить, что Новик не просто производил, но и разработал этот усилитель от схемотехники до технологий.
Подробнее в разделе Ламповые усилители НОВИК.
Галерея
Усилители NOVIK MK 60/120 — это одноканальные ламповые усилители, выполненные в отдельном корпусе (голова). Модели отличаются только количеством выходных ламп (2 -5881 или 4- 5881) и соответственно оконечным каскадом.
Предварительная часть (Preamp) выполнена на 3 лампах 6Н2П-ЕВ по классической схеме в духе старого Marshall master volume.
Выбранная идеология предварительного усилителя нравится большому количеству пользователей.
Однако предусилитель NOVIK МК имеет свои фирменные отличия. Оригинальное построение функции «презенс» — это решение было выполнено по просьбе основного заказчика — корпорации Gibson, позволило значительно поднять уровень отдачи усилителя на низких частотах. Строго говоря, это не просто «презенс», кардинально меняется вся частотная характеристика предварительного усилителя. Решение было выбрано специально для рынка США
Функция Boost реализуется одновременным включением дополнительных конденсаторов в цепи катодов первой лампы. Для этого есть кнопка управления на лицевой панеле и есть возможность дублирования её через выносную педаль. При этом активные элементы коммутации, такие как транзисторы и микросхемы не применяются.
В качестве потенциометров применялись отечественные сдвоенные модели СП3-33 (общая мощность получалась 1ватт) что положительно сказывалась на качестве звука и имели очень легкий ход. Если американскому пользователю это было привычно, то европейские хотели стандартный тяжелый ход. Для европейского рынка ставились потенциометры с тяжелым ходом, но менее мощные.
На динамику усилителя позитивно влиял блок мощности, выполненный с очень большим запасом.(в дальнейшем аналогичные силовые трансформаторы с успехом устанавливались в усилители мощности NOVIK 2Х120 ватт).
Novik одним из первых (если не первый в мире) применил открытый (прозрачный) дизайн усилителя с решётками вместо глухой передней и задней панели.
Кроме добротного звука усилители MK получили такое качество изготовления (предполагающее практически неограниченный ресурс работы), которое позволяло и до сих пор дает возможность конкурировать с лучшими образцами мирового гитарного усилителестроения.
Подтверждением этого являются постоянно приводящиеся тесты в США, где продолжает трудиться основное количество усилителей МК, МКЕ и МКХ.
Корпус лампового усилителя для наушников
Первым делом было сделаны все необходимые отверстия. А под разъёмы для входа/выхода и отверстие для регулятора громкости. На задней стенке был сделано отверстие под интерфейс для сетевого питания.
Это готовый блочек, в котором уже совмещены разъем для сетевого провода, выключатель и предохранитель. Потрясающая штука, заказывал в этом магазине всего по 95 центов:
Когда все отверстия готовы, а новых не предвидится – пора переходить к отделочным работам. Для придания корпусу солидного вида – он был отшкурен до металла, затем отшпаклеван автомобильной шпатлевкой. И, после тщательного прошкуривания, я покрыл его тремя слоями черной краски с промежуточными прошкуриваниями.
Исходно, по классике жанра, корпус предполагался черным матовым. Но, увы, нормальную краску удалось достать только глянцевую. Я использовал акриловую нитрокраску. Однако последний слой, так получилось, я наносил при температуре около 17 градусов, что ниже указанной в условиях нанесения. В результате слой таки получился матовым.
Кожух трансформатора красился вместе с корпусом.
Теплый ламповый звук — это правда?
Я люблю музыку. И, как музыкант — высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.
Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель — из цифрового или аналогового источника — нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.
Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле — шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).
С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.
Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный — до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.
Другая особенность «лампового звучания» — заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.
Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.
Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.
При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть
И сымитировать его невероятно сложно.
Сборка усилителя
Собирая этот усилитель мне захотелось отойти от классического металлического шасси в пользу «хорошо звучащего» дерева. Правда вместо дерева я воспользовался фанерой, которая в прошлой жизни гордо называлась кухонной доской.
Но вот корпус я все равно предпочел сделать из метала для экранировки потрохов усилителя. На роль крышки пошла крышка от куска какого-то военного прибора для проверки радиоламп в полевых условиях. Это счастье досталось мне от соседа, после сноса его гаража.
После того как я определился с расположением элементов на фанерной крышке корпуса, были просверлены все необходимые отверстия
Тут стоит заострить внимание, пожалуй, только на сверление отверстий под панельки для ламп. Т.к
панельки было решено устанавливать с верхней стороны, то для свободного доступа к контактам, с внутренней стороны я высверливал отверстия бОльшего диаметра, оставляя 4 слоя фанеры, для крепления самих ламп.
Тут стоит быть осторожным и внимательным т.к. фанера любит расслаиваться. Поэтому как только появлялся намек на трещину я подклеивал его суперклеем.
↑ Схема преампа
Итак на входе — четыре двойных геркона, китайского производства, типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP, с двумя группами контактов.
Они выбраны благодаря своей доступности и сравнительной дешевизне. Получаем, с одной стороны, надежный герметичный (т.е. не подверженный окислению) контакт, с другой стороны — малую мощность переключения, — всего 5 Вольт питания при 140-омной управляющей катушке. То есть можно использовать выпрямленное напряжение накальной обмотки силового трансформатора для коммутации источников сигнала и индикации
Ну и что тоже немаловажно — всего один подводящий экранированный проводок, соединяющий коммутатор со входом предусилителя
Далее идет тонкомпенсированный (в «меру») регулятор громкости на резисторе 50к с логарифмической зависимостью от угла поворота оси. Их в самой конструкции 2-е штуки, громкость, как и обещано, регулируем раздельно по каналам.
В принципе, я думаю, что сама схема в особых комментариях не нуждается. Хочу отметить, что реализованный на лампе 6Н23П повторитель Уайта способен работать на весьма низкоомную нагрузку, ну, например, головные телефоны сопротивлением 30 ом и даже меньше. А сам пассивный темброблок Баксандала рассчитан по программе Е. А. Москатова. Программа очень удобна и функциональна, проста в использовании и позволяет получить быстрый результат в расчете величин резисторов и конденсаторов на основании имеющихся в наличии радиолюбителя потенциометров.
Заканчивая со схемой самого предусилителя, упомяну, что стоящий на выходе классический УН на той-же 6Н23П имеет ток покоя около 10 мА, выходное сопротивление порядка 2.5 кОм и позволяет настойчивым экспериментаторам и любителям не только покрутить разные ручки, но и подогнать под нужное звучание «заветный» компонент аудиотракта, поигравшись вволю с различными межблочными кабелями.
↑ Кратко о блоке питания
Использован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.Анодное напряжение получено путем схемы удвоения и никаких характерных особенностей не имеет. Напряжение накала стабилизировано, от него же запитаны герконы и цепи индикации включенного источника сигнала, а также цепь задержки включения высокого напряжения (приблизительно на 40 сек.), собранная на регулируемом стабилитроне SR1, транзисторе Т2, реле RL1 (РЭС-48 паспорт РС 4.590.204, 6 Вольт, 42 ом) и времязадающих элементах R5C9. Для нормальной работы схемы задержки, конденсатор С9 должен быть с малым током утечки, здесь он составлен из двух, включенных параллельно танталовых электролитов еще советского производства. Диод D13 — разрядный, позволяет быстро восстановить работоспособность схемы задержки после выключения питания.
Вместо обычно используемого способа подачи «поднимающего» потенциала в цепь накала ламп от резистивного делителя напряжения (для защиты от пробоя накал-катод и устранения фона), здесь применен часто используемый за рубежом способ соединения шины накала после стабилизатора на землю, через высоковольтный конденсатор С11.
Обмотки трансформатора питания скоммутированы соответствующим образом, чтобы получить нужные напряжения и токи. У стандартного ТАН-1, две накальные обмотки по 6.3 вольта соединены параллельно (что несколько маловато, но что поделаешь), для получения рабочего напряжения накала (6.1 в) использован транзистор (КТ819) с низким напряжением насыщения коллектор-эмиттер и коэффициентом усиления по току h21э около 80. На плате он установлен на небольшой радиатор, под который предусмотрены крепежные отверстия.
↑ Селектор входов
Переключатель-селектор входов можно использовать практически любой, ну, например, галетный. Он не влияет на прохождение звукового сигнала, а лишь коммутирует соответствующие катушки герконов и цепи индикации включения выбранного источника. У меня под рукой оказался какой-то 2-х секционный импортный галетник, на 5-ть позиций, т. к. количество входов равно четырем, то 5-е пары контактов не используются. Индикаторные светодиоды выбраны синего цвета, диаметром 3 мм и хорошо вписываются в «интерьер». На их месте могут работать практически любые светодиоды, в том числе и лампочки накаливания, — кому что нравится.
Разводка:
– Не используйте толстую проволоку, – 0,4 мм мой стандарт. Более толстая проволока может использоваться только для накала. До 4 ампер вполне достаточно 1,8 мм.
– По возможности используйте изоляцию, некритичную к нагреванию, наподобие тефлона. Я предпочитаю хлопок. Если используются высокие напряжения и используется хлопок, промойте все места пайки.
– Не используйте витой провод, лучшие результаты по звуку могут быть получены при применении цельного провода. Одножильный провод лучше принимает форму и размещается по месту.
– Используйте медь или серебро, последнее предпочтительнее. Не используйте посеребренные медные провода. (не всегда серебро лучше. Смотря в какой системе. Прим. Переводчика. В.Н.)
Верхние частоты и пищалки
Учитывая предсказуемый спад характеристики усилителя на крайних верхних частотах, имеет смысл ориентироваться на акустику с «металлическими» пищалками (Monitor Audio, Canton, и др.). Тогда весьма вероятно, что в сочетании с ламповым усилителем характер звука на самых верхних частотах приблизится к «почерку» пищалок с шёлковым куполом. Басовое оформление Есть мнение, что для ламповых усилителей лучше подходит акустика в оформлении «закрытый ящик» — она добавит определённой строгости басам, если усилителю этой строгости не хватает. Однако басовитую акустику в закрытом ящике, к тому же с хорошей чувствительностью, придётся искать среди антиквариата. А такая возможность есть не у всех. Как всегда, наилучший компромисс представляет собой акустика с фазоинвертором.
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ
Привет всем любителям хорошего лампового звука!! Представляю акустику Андрея Зиненкова для лампового
усилителя на 4А32 в Открытом ящике (ОЯ).
Многие «соскакивают» с СССР усилителей на ламповые усилители, но вот вопрос акустики остаётся для таких меломанов и аудифилов трудным.
Тем не менее, я писал о похожей акустике 4А32 в ОЯ здесь
Акустика в немного ином коробе, но всё же заслуживает особой похвалы. Звук хозяину колонок нравится.
Ниже вы можете скачать схему этой АС.
4А 32 в ОЯ
Кстати, комплект для прослушивания состоит из самих колонок 4а32 в ОЯ + усилитель Ариетта + ЦАП NFB.
4а32 + усилитель Ариетта + ЦАП NFB
Внутренняя стенка оклеена резиной, ВЧ пищалки Tesla ARV-161, проводка заменена,перемотаны на 8 Ом, диффузоры с рупорам от Сергея Сергеева. Сделать такую акустику можно за 2-3 часа, при условии, что у вас есть материал, динамики и кабели.
4А32 в ОЯ
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ смотрится красиво, звучит шикарно, сделать можно колонки самому.
тесла ВЧ
Со схемой поделился сам хозяин этой отличной акустики и шикарного комплекта ЦАП+ ламповый усилитель, чуть ниже вы можете её скачать.
Я лично и сайт Звукомания желаем Андрею Зиненкову удачи найти свой звук!
Надеюсь статья кому-то помогла
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Источник
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
↑ Схема лампового УМЗЧ с выпрямителями и фильтрами питания
Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.
Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя. Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.
Сейчас у нас конфигурации следующие:
1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ) 2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде) 3) драйвер 6Г2 + выход Г807 4) драйвер 6Г2 + выход EL34 Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно. Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.
Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.
Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.
Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.
В итоге на канал нужно:
• лампы – 2 шт., • «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт., • переходные конденсаторы – ни одного, • полупроводниковые элементы – ни одного. Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.
Ламповый усилитель Hi-End своими руками
Перед началом монтажа необходимо разобраться с некоторыми правилами для сборки такого рода приборов. Нам необходимо будет применить основной принцип монтажа ламповых приборов – минимизацию креплений. Что это значит? Вам нужно будет отказаться от монтажных проводов. Конечно, это не везде получится сделать, но их количество необходимо свести к минимуму.
В хорошем ламповом усилителе Hi-End применяются монтажные лепестки и планки. Они используются в виде дополнительных точек. Такая сборка называется навесной. Также вам нужно будет распаивать резисторы и конденсаторы, которые находятся на ламповых панелях. Крайне не рекомендуется использовать печатные платы и собирать проводники так, чтобы получились параллельные линии. Таким образом сборка будет выглядеть хаотичной.