Lenco LS-50
Стильная модель с MM картриджем.
Lenco LS-50
Одним из лучших виниловых проигрывателей 2022 года можно назвать Lenco LS-50. Со встроенной стереоакустикой его можно приобрести за небольшую стоимость. Это качественное устройство с хорошей начинкой. Теперь нет нужды во внешней аудиосистеме при прослушивании пластинок. Поставляется устройство полностью отрегулированным, можно использовать сразу после приобретения.
При размерах 430х118х330 мм вес проигрывателя составляет всего 3,2 кг. На миниатюрном шасси размещен опорный полноразмерный диск (300 мм) непосредственно с демпфирующим ковриком. Устройство с пассиковым приводом, коэффициент детонаций составляет до 0,35 % при соотношении сигнала (шума) в 40 дБ, практически бесшумный двигатель. Плавное движение тонарма происходит за счет мягкого подшипника, на котором он установлен. Касаемо регулировки скорости — это не механика, а электроника (33 об/мин, также 45, может 78). Обычные RCA разъемы позволяют пользоваться для подсоединения устройства различными подходящими кабелями. Есть встроенный АЦП, также USB-выход, поэтому можно любую музыку оцифровать, далее сохранить на ПК.
Основные характеристики
- Тип звукоснимателя: MM, несъемный
- Прижимная сила: 4 – 6 г
- Тонарм: поворотный, прямой
- Привод: ременной
- Переключение скоростей: автоматическое
- Фонокорректор: есть
- Мощность: 12 Вт
- Отношение сигнал/шум: 40 дБ
- Диаметр опорного диска: 300 мм
- Материал: MDF/ДВП
Видеообзор
- Электронный переключатель скорости.
- Встроенная стереоакустика.
- Стильный дизайн.
- Встроенный фонокорректор.
- Доступная стоимость.
- Немного фонит от звукоснимателя.
- Недостаточно мощные встроенные динамики.
Установка тонарма
Сам по себе поиск тонарма оказался нетривиален. Когда проект только задумывался, фирма Jelco работала, поставляла новые тонармы по приемлемым ценам, однако процесс создания пришелся на перый год короны, делал все в августе, и когда начал искать где купить новый тонарм, оказалось, что фирма Jelco закрылась. Причиной явилась как раз корона, возраст работников и, как написали на сайте самой фирмы, старость станков. Печальное событие произошло в апреле — что привело к резкому росту цен.
В результате тонарм был найден только со вторых рук, новые либо вызывали сомнение в новизне и подлинности, либо стоили уже примерно так же как и их более интересные дорогие собратья.
Свежеприобретенный тонарм
Тонарм надо было как-то поставить на место, которое изначально было запланировано на втором сверху слое дерева, но тут и скрывались основные проблемы. Дело в том, что обычно корпуса самодельных проигрывателей изготавливают из фанеры, заполняя их дробью или другими металлическими наполнителями, компенсируя малый вес корпуса. Фанера гораздо менее чувствительна к изменениям влажности и температуры, чем дерево, более стабильна и имеет гораздо более ровную поверхность, поэтому на фанерные подставки тонармы обычно крепят напрямую.
При условии, что тонарм требует очень точной соосности в вертикальной плоскости с осью вращения диска, и любые микро сдвиги от нее, приводят к искажению звука, в моем случае стал вопрос компенсации микро изменений поверхности дерева. Кроме этого начитавшись теории винилового звука, хотелось дополнительной изоляции тонарма от корпуса, несмотря на вес более 12кг, и несмотря на все демпфирующие приспособления.
Решение было принято — использовать пружинный подвес, 4 пружины с общим давлением до 2-3кг при небольшом сжатии. Давление подбиралось таким образом, чтобы при использовании никаких смещений не было, но при этом, чтобы достаточно легко можно было бы конфигурировать всю систему.
Тут я конечно допустил одну ошибку, которая в данный момент не влияет на качество, но в будущем вполне может привести к тому, что придется очередной раз все перерабатывать. Это отсутствие какой-либо возможности настраивать расстояние между осью вращения тонарма и шпинделем диска. При использовании одного тонарма, в этом нет необходимости, если удается правильно его расположить, но если будет необходимо его заменить, то придется заново изготавливать пластину для подставки.
Система подвеса — тестовый вариант
Для теста была выбрана пластина из композитного пластика, которая была под рукой, в дальнейшем заменена на алюминиевую. Шайбы под пружины тоже были изготовлены из Fimo, но в последствии допилены.
Первая примерка тонарма и первое проигрывание показало, что направление выбрано верно. Звук оказался намного лучше того, который можно было получить с имевшегося в наличии доработанного Thorens 166, более точный, яркий и детальный, несмотря на более дешевую иглу и незаконченный подвес и обработку.
С чего началось увлечение винилом.
Немного отреставрировав этот аппарат, я приобрел дешевенький фоно-корректор (так называемый Никитинский) кстати, могу с чистой совестью посоветовать его начинающим виниловодам лучше его по сочетанию цена качество найти вряд ли возможно, если конечно не умеете держать в руках паяльника. И случилось небольшое чудо. Звук из моих колонок преобразился ,он заставлял плакать и смеяться.
Я видел, как артист на сцене грустит и веселится, комната наполняется теми эмоциями, которые и задумал автор музыкального произведения. Что же случилось? Я до сих пор не знаю в чем магия виниловых пластинок. Но слушаюсь и наслаждаюсь я именно этим звуком.
И это при том, что дома стояла очень не плохая система, основанная на изделиях . Великолепного мастера в своем деле имеющего свой взгляд на то, как аппаратура должна передавать душу музыки. Мои же взгляды на передачу музыки полностью совпадали с его понимание музыки, и я до сих пор с глубоким уважением отношусь к его творчеству в деле конструирования и воплощению в жизнь аппаратов передающих музыку, а не звуки которые обычно извлекают современные звуковые системы.
Впрочем, статью я хотел написать не об этом, поэтому прекращаю лирическое отступление и продолжу свой рассказ о реставрации.После этого проигрывателя через мои руки прошли еще проигрыватели как советские, так и иностранные. Все, я повторю все, проигрыватели бывшего СССР были обычными уродцами и отвратительными поделками, какими бы дорогими они не были в то советское время.
Ну а иностранные проигрыватели это особая песня. Среди них есть как хорошие так и плохие. Но ни один из них не зацепил меня.
Тут я и познакомился с Thorens TD-124– гениальным я не побоюсь этого слова изобретением для воспроизведения звука.
Доработка проекта
В этом виде проект оставлять было нельзя, требовалось допилить все до нормального состояния, поэтому было полностью допилено и обработано дерево, шлифовка и обработка составом: льняное масло, воск, канифоль. Все это было растоплено перемешано и остужено. Полученным составом отшлифованное дерево было обработано и натерто замшевой тряпочкой.
Передняя пластина заменена на алюминиевую, винты крепления так же приобретены новые на али.
База для тонарма — 6мм алюминиевая пластина так же с новыми пружинами и креплениями.
Установлены ножки конусы — для регулировки горизонтального положения диска.
Вся электроника заземленная, двигатель с экраном, выходной кабель — экранированный клотц с распайкой земли на экраны, экраны заведены друг на друга со стороны тонарма и обрезаны со стороны входа в фонокорректор. Никаких шумов и посторонних наводок.
Конфигурация системы в которой играет проигрыватель:
-
Фонокорректор — ViktorLab, самодельный из Самары.
-
Усилитель ламповый однотакт (китай) доработанный, лампы 40-х годов, выходные 300B пока китай PSWane.
-
Акустика Klipsch Forte IV
-
Игла Nagaoka MP110
Первая часть
Проигрыватель был безжалостно разобран на части.
Все что осталось
Из всего набора был оставлен только трансформатор, управляющая схема, двигатель и питч контроль, которым с помощью обычной системы стробоскопа, можно регулировать скорость вращения.
Корпус был изначально задуман как многослойный, с прослойками антивибрационного материала, в качестве которого была выбрана байка, тонкие 3 миллиметровые полоски между 3см слоями дерева. Всего получилось 6 слоев.
Первая примерка слоев дерева
Обычно корпуса склеивают, но тут я наткнулся на выбор, залить клеем анти-вибро слои, тем самым убив саму идею многокомпонентного корпуса, либо — пойти на не клееный корпус. Второе победило, в результате чего корпус стянут стяжками 6 стяжками, что совместно с расположением слоев перехлестом, делает его полностью монолитным.
Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя
После обработки корпуса напильником шлиф-машиной, внутрь корпуса была вмонтирована электроника с двигателем. Основной проблемой стало полное разделение двигателя и корпуса, по возможности разумеется. Для этого из Fimo пластика были вылеплены ножки, которые после запекания становятся достаточно твердыми, но имеют свойство сжиматься, как очень твердая резина, тем самым обеспечивая компенсацию микровибраций возникающих при вращении.
Далее, было проведено выравнивание положение двигателя относительно корпуса с помощью цифрового микрометра, дабы расстояние между диском и поверхностью было минимальным. На данный момент оно составляет примерно 2.5мм.
Шахта для электроники управления с задней стороны
Для первой примерки использовал то, что было под рукой, латунная пластина для крепления элементов управления выкрашенная в черный цвет.
Блок управления в процессе примерки
После того, как все было собрано, обеспечен контроль над скоростью вращения и смонтирован блок управления в первом приближении, оставалось найти тонарм, придумать систему крепления и попробовать прибор в деле.
История бренда Thorens
Фирма Thorens была основана в 1883 году и получила свое название по фамилии предприимчивого и одаренного механика – «золоторукого» швейцарца Германа Торенса. Начав с занятных механизмов часов, музыкальных шкатулок и зажигалок, имеющих непрямое отношение к миру аудио, вскоре он перешел на разработку конструкции граммофона.
В начале XX столетия из цехов швейцарской компании вышли:
-
Проигрыватель с прямым приводом диска;
-
Отличающийся исключительным качеством звука для своего времени MM-звукосниматель Omnix;
-
Граммофоны Discophones;
-
Miratonal-Radio;
-
Аналоги современных ресиверов – аудиоустройства комбинированного типа.
Работа конвейеров компании не прекращалась фактически никогда. Даже несмотря на две Мировые войны, лучшие инженеры трудились над совершенствованием звучания все новых и новых устройств.
С 60-х годов прошлого века проигрыватели Thorens стали восприниматься как лучшие модели вне зависимости от своего класса и ценовой категории. В них воплощались самые последние открытие и разработки, которые задавали векторы развития всей отрасли. Многие из моделей виниловых проигрывателей до сих пор используются по назначению аудиофилами всего мира.
В 2000-ом году зафиксирован своеобразный рекорд – компания за все время своей деятельности выпустила и продала поклонникам проигрывателей винила 1,3 млн. подобных устройств. Но новое столетие ознаменовалось определенным кризисом и сокращением объемов производства. Немецкие производственные мощности бренда были свернуты. Но через несколько лет бренд получил новый импульс к своему возрождению. Вместе с новым владельцем компании была представлена и новая серия «вертушек».
Ассортимент продукции Thorens
Выпускаемые сегодня проигрыватели Thorens можно разделить на три класса. Разделение осуществляется на базе их ценовой категории и технических характеристик.
Средний класс «вертушек», модели которого наиболее востребованы у российских покупателей, включает:
-
Виниловый проигрыватель TD 203;
-
Thorens TD 235;
Топовая модель швейцарской компании, которая четко ассоциируются у многих аудиофилов с самим словосочетанием «виниловый проигрыватель» — крупногабаритный референсный LP-проигрыватель TD 550. Гордость «королевского флота» требует особого разговора.
Помимо «вертушек» для проигрывания винила швейцарская фирма производит комплектующие для них, а также иное электронное оборудование (например, фонокорректоры).
Следите за обновлением каталога компании «Hi-Fi Design». Мы предложим Вам лучшие образцы продукции легендарного швейцарского бренда по самым выгодным ценам!
Модернизация Thorens 124 по Виктору Шапкину.
Не большое отступление от темы. Практически все шаги в техническом переоборудовании проигрывателя были сделаны по шагам действительно увлеченного виниловыми проигрывателями Виктора Шапкина. Мне конечно никогда не сравниться с ним. Виктор достоин уважения всех кто увлечен винилом. Загляните на его сайт и вы будете приятно поражены рассматривая виниловые проигрыватели которые представлены у него на >> . << Кстати там же очень и очень много другой полезной информации по винилу, виниловым проигрывателям, тонармам и головкам для них. Что конкретно сделано с thorens 124 можно более подробно ознакомиться с тем что было сделано в плане улучшения торенса.
Но все было найдено и заменено. А пока был перебран мотор, масло в нем превратилось в непонятную жидкость, которая забила бронзовые подшипники скольжения, не очень удачная конструкция мотора тоже доставила массу хлопот с балансировкой ротора. Но все собрано, заменено.
Тут стоит отметить, что подвесы мотора были переделаны, как было сделано во второй (Thorens TD-124 MK2)реализации этого замечательного проигрывателя. Путем проб и ошибок найдена резина для гашения вибрации мотора, как я уже упоминал конструкции его не очень удачная и полностью погасить мне так, и не удалось. Но теперь даже с помощью фоноскопа, обнаружить шум и вибрацию мотора не возможно.Одновременно с этим подбирался второй тонам для прослушивания моно пластинок и пластинок на 78 оборотов.Был выбран тонарм из «стареньких» производства GE – в настоящее время вы видите, он стоит сзади на корпусе.Одновременно с этим облагорожен родной корпус шпоном дерева моаби.
Пришла, наконец, пора заняться внешним видом агрегата. Был сделан корпус. Набран пирог путем склейки из обычной фанеры. В общем, обычный корпус который делают очень многие владельцы подобных проигрывателей. Ничем особенно не замечательный корпус и не уникальный.
Но вот тут случилась на мою беду или счастье непредвиденное. В руки мне попался замечательный тонарм Gray-103.
Для информации: этот тонарм ранее устанавливался в на радиостанциях для воспроизведения пластинок.
Тонарм так же был в достаточно неприглядном состоянии, но путем приложения рук к нему восстановлен в лучшем виде. По конструкции он не убиваемый, внешность – посмотрите сами что получилось.
А корпус уже готов, ставить этот тонарм просто некуда, тут и родилось решение по «пристройке» к этому корпусу вылетающей площадки. Разработана конструкция и воплощена в жизнь.
Дальше наступила фаза лакировки данного корпуса. Выбран для наружного покрытия так называемый «рояльный лак» . С поиском этого лака связана отдельная история, ведь то что обычно производители современной продукции выдают за этот лак – не имеет к нему никакого отношения.Каким образом был обработан корпус для подготовки покрытия рояльным лаком и сама технология покрытия пусть останутся за полями данной статьи, но при желании кого-либо повторить это я без сомнения расскажу эту технологию.
В общем, потихоньку я все сделал и теперь можно наслаждаться не только звуком но и внешним видом «Thorens 124».А уж как получилось судить Вам.
Фотографии Thorens 124 в новом корпусе с тремя тонармами
Затем возник вопрос где хранить пластинки? Места в квартире мало, приходится ужимать и изыскивать резервы, те использовать любое пространство. Вот и родилась такая угловая полка для хранения виниловых пластинок.
Но и при том что полка для винила делалась для экономии места мною преследовалась цель использовать ее как поглотитель (вместо плюшевых мишек и рулонов). Что в общем и подтвердилось, пластинки стоят веером и как я предполагаю очень удачно гасят паразитные звуки.
Единственное не удобство это пыль, но тут уж пылесос нам в помощь, хотя следует учесть, что сами пластинки стоят очень плотно и сжимаются как раз в том торце, где конверт открывается. Так что туда пыль явно не попадет. На все изготовление ушел один лист дсп, немного кромки, кучка евровинтов. Вот пожалуй и все.
Полный фото отчет смотрите здесь
Спасибо barh, исправился, тонарм теперь называется Gray-103
{jcomments on}